Каталог статей
Главная » Статьи » Театральные блики |
«Он простил меня теперь, всё хорошо» - такими словами закончился спектакль по пьесе А. Куприна «Гранатовый браслет». Оставалось сложное чувство: потрясения и в то же время некоего просветления. Такое бывает после сильной грозы. На небе всегда появляется солнышко, природа начинает дышать свежо, она как бы заново рождается. Но на сломленных ветках деревьев, на помятой траве остаются капли дождя, которые заставляют нас помнить о той буре стихий, которая этому очищению предшествовала. Так и здесь. В пьесе рассказана история неразделённой, трагичной, но прекрасной любви. Куприн один из немногих писателей, который может так показывать это чувство. Для него любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире, тайной двух людей, но, непременно искренней, святой и чистой. В Нижегородском театре драмы режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Алексей Песегов попытался раскрыть эту тайну перед зрителями, которые стали её свидетелями и даже участниками. Спектакль начинается безмятежно. На лоне прекрасной природы режиссер представляет нам главных героев. Световыми эффектами, теплыми тонами декораций ему удаётся передать атмосферу усадебного дома (художник – постановщик Светлана Ламанова). Мы словно чувствуем знакомые запахи: аромат цветущей сирени, густого леса и даже чистого воздуха. И вот, герои. Одна из дам сидит вполоборота к залу, другая же, прикрывает своё лицо шляпой с широкими полями. Эти утончённые девушки две сестры: Анна (Анна Сучкова) и Вера (Елена Сметенина ). В их диалоге о красоте здешних мест мы отчетливо видим характеры обеих сестёр. Они абсолютно разные. С одной стороны Анна – юная, экспрессивная, красивая и кокетливая. С другой стороны Вера – статная, строгая, даже холодная. Стоит только вслушаться в слова Веры, и мы поймём, что на душе у неё не спокойно. Её что-то тревожит, что-то очень личное и сокровенное. Их неспешный, с длительными паузами диалог прерывает появление новых героев. В поместье приезжают муж Веры Николаевны - князь Василий Львович (Николай Игнатьев), её брат - Николай Николаевич (Юрий Котов) и Густав Иванович (Николай Пожарницкий), и всё приходит в движение: кто-то бросается накрывать на стол, кто-то погружается в подготовку театральной постановки, кто-то увлекает гостей оживлённой беседой, юмористическими историями. Но Вера старательно пытается уйти от этой суеты. Режиссер тонко подчёркивает психологизм героев, их эмоциональное состояние. Звучит напряженная музыка, тон актеров повышается. Но вот странное обстоятельство. Режиссёр не использует упомянутое в рассказе бетховенское Largo Appassionato, а меняет её на простые испанские гитарные наигрыши. Ход мыслей режиссера не совсем ясен, но можно предположить, что в этом спектакле музыке отдана более скромная функция: она лишь подчёркивает психологическое состояние героев, в то время как в самом рассказе музыка призвана вывести на новый, более глубокий содержательный уровень. Всех героев объединяет одно обстоятельство: у них одинаковые светские манеры, образ жизни, мысли. Им далеки душевные переживания, лишения, трудности. Даже Вера хочет закрыться от писем Желткова. И не столько потому, что замужем, а скорее из-за того, что ей чужды подобные пылкие чувства. Далее, главное действие разворачивается вокруг мужа княгини Веры. Василий Львович демонстрирует на всеобщее обозрение альбом с письмами «телеграфиста» к Вере. Всё это вызывает у окружающих лишь забаву и смех. «Публика» заставляет объяснить Веру, что здесь правда, а что ложь. Может показаться, что Василий Львович человек жестокий и бесчувственный, но мне кажется, что это не так. Он не хотел поставить свою жену в неловкое положение, а лишь оказался в сетях своего окружения, и здешних порядков. Он не понимает пылких чувств телеграфиста, ведь его сознание устроено совершенно по-другому. Актёр Николай Игнатьев создал образ мягкого, совестливого персонажа, его чувства подчинены правилам и приличиям. Вера совсем другая, а потому одинока с ним. В глубине души она жаждет пылкой любви, но также скрывает это под маской «хорошего тона». Это терзает её, не дает покоя. Актриса Елена Сметанина отлично передает эти переживания: она обращается к публике, может даже показаться, что она просит у зрителей помощи, решения. Стоит отметить, что все актёры, задействованные в этом спектакле, блестяще передали образы своих героев. Каждый персонаж был не прост. И ценно то, что актёры не кривлялись, не кричали громких слов, от того ещё больше хотелось разгадать их, понять их мысли, которые таятся где-то глубоко в душе. Они заставляли сопереживать, и в этом — магия театра. По- настоящему сильно были сыграны последние трагические монологи княжны Веры и Желткова. В словах, а самое главное в глазах Веры чувствовалось раскаяние не только перед Желтковым, но и перед самой собой, ведь она не дала воли своим чувствам, а теперь уже поздно. Она со смирением принимала свою судьбу, понимая, что прошла мимо тех чувств, которых так же желала. Она отвергнула единственного любящего её человека, и уже ничего не изменить. Остается лишь нести этот крест дальше, а потому, последние слова её так много значили для этого спектакля. «Он простил меня теперь. Все хорошо». | |
Просмотров: 565 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |