Каталог статей
Главная » Статьи » Театральные блики |
Театр без режиссера?
Невозможно сыграть один и тот же спектакль одинаково. Каждый раз актер дополняет роль новыми штрихами, оттенками настроений, по-новому реагирует на игру партнера. Кроме того, на сцене возникают случайные, непредвиденные ситуации, требующие от актера находчивости и умения импровизировать. Но есть в Нижнем Новгороде театр, где импровизация – основа всего. Это – театр ритмопластики "Преображение". Каждый спектакль – это эксперимент: от актеров не требуется знание текста, так как пьесы, в привычном понимании, не существует – актеры спонтанно придумывают сюжет, и действие рождается в ходе пластической импровизации. Спектакль, который я посмотрела, так и назывался – "Импровизация". Все происходящее на сцене режиссер Анатолий Малофеев охарактеризовал, как "глобальные комнатные потрясения, грозящие нарушить хрупкое вселенское равновесие…". Актеры – Алина Трашкова, Сергей Тапков, Александр Талица разыграли, а точнее сымпровизировали любовный треугольник, где всех участников заботит лишь одна проблема – "квартирный вопрос". По словам Анатолия Малофеева, главная идея спектакля – показать "глупые отношения людей", испорченных бытом, в которых нет места любви и пониманию. Импровизация актеров разворачивалась в духе театра абсурда: абсурдны ситуации, абсурдны отношения, и объясняются герои на языке абсурда. Но всю эту игровую стихию организует и направляет музыка. Композиции Сергея Курехина и живая импровизация скрипача Павла Томилова, органично сочетающаяся с фонограммой, как нельзя лучше отражает эклектичность мира, непредсказуемость человеческой природы. Импровизация на тему песни "Дорогой длинною" постепенно растворяется в отдельных звуковых пятнах в духе минималистских пьес Веберна, кларнетовый виртуозный наигрыш в стиле фри-джаза соединяется с грубым, примитивным аккомпанементом фортепиано. Музыкальная полистилистика отражает абсурд происходящего на сцене, соединяя несоединимое и разрывая идеально подходящие друг к другу образы. Именно музыка направляет действия актеров, помогает создавать воображаемый мир. Возникает резонный вопрос: какова же роль режиссера в театре импровизации? Анатолий Малофеев отвечает: "Моя задача научить актера композиционно мыслить", иными словами – превращать импровизацию в художественное гармонично выстроенное произведение. По словам режиссера, его роль заключается в том, чтобы сделать из артиста художника, научить создавать образ на глазах у зрителя. Ведь задача этого театра – приоткрыть для публики таинство рождения спектакля. Из всех театральных жанров режиссер выделяет трагедию, ведущую к катарсису - очищению. И трагическая музыка Сергея Курехина, поднимающая спектакль под названием "Импровизация" на высоту философского обобщения, приводит нас к катарсису. Я спросила Анатолия Малофеева, чем объясняется такое название театра и кого он стремится преобразить своими постановками. - Прежде всего, себя, – отвечает режиссер. Каждый спектакль подобен мистическому действу с танцами и музыкой, в ходе которого происходит преображение режиссера, актера и зрителя | |
Просмотров: 364 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |