Каталог статей
Главная » Статьи » Театральные блики |
Знаете ли вы, кто такие йеху, гуингнмы, лапутяне и лилипуты? Эти персонажи пьесы Григория Горина «Дом, который построил Свифт» обрели новую жизнь на сцене Нижегородского театра «Комедiя. «Дом», построенный нижегородским режиссёром Вадимом Данцигером, в полной мере отражает шекспировскую фразу «весь мир — театр, а люди в нем актёры». Давайте убедимся в этом? Да что такое тут происходит, в самом деле? Мир реальности и вымысла на сцене слились в одно целое, не давая зрителю возможности перевести дыхание хотя бы на минуту. Сценография воссоздает странный дом, где центральный элемент декораций превращается по мере развития действия из комнаты в стакан с чаем, затем в тюрьму и наконец, в трибуну, – всё ввергает в фантастичность происходящего. Особый эффект создают и 3D изображения внутри этой многофункциональной коробки. Начинаешь сомневаться в существовании здесь нормальных людей, ведь мир за рамками этого здания диктует нам иные законы. Так где же правда? В поисках этой правды, а может и просто ради научного любопытства в доме оказывается Доктор Симпсон (Евгений Пыхтин). Перед нами человек без каких-либо предрассудков и тем более фантазий. Врач испытывает неподдельный интерес ко всему происходящему и искренне пытается распутать клубок непонятной истории своего «пациента» Джонатана Свифта. Актёр изумляет мастерским перерождением своего героя из суетливого и даже слегка растерянного юноши в свободную и смелую личность, разгадавшую секреты этого дома. Чем больше его герой погружается в тайну души этого человека и его окружение, тем больше убеждается, что «эти люди не похожи на больных». Отчего же их таковыми считают? Эта история, прежде всего, об общечеловеческих ценностях и о выборе, который делает каждый из нас в тех или иных ситуациях. Наверное, хотя бы один раз в жизни все задавались вопросами: насколько я зависим от чужого мнения? Могу ли противостоять навязанным обществом нормам и способен ли мыслить сам и жить в соответствии со своими моральными принципами? А может, проще не выделяться из толпы и быть как все? Трагичный рассказ Великана Глюма (засл. артист РФ Валерий Кондратьев) трогает своей жизненной достоверностью до глубины души. Родившись особенным, он «не угодил» местным властям и превратился в обычного маленького человечка. Стал уменьшаться в росте, а блистательный ум запивать алкоголем. «Ежедневный трехкратный прием алкоголя — и ты очищаешь свою башку от ненужных знаний и мыслей…», – с усмешкой произносит герой. В этой истории мы видим отражение судеб многих людей современного мира. Интересует ли общество индивидуальность человека? Быть частью серой массы и проще, и безопаснее, не правда ли? Быть маленьким незаметным человечком, этаким лилипутом, на которого всякий может наступить. Но разве природа создавала нас такими? Обратимся к одной из главных тем этого спектакля – теме нравственности. Каждого из нас наверняка когда-либо мучил вопрос: зачем я живу? В чём смысл жизни? В творчестве самого Свифта ярко выражен призыв улучшить природу человека, возвысить душу. Вот и Рыжий Констебль (Дмитрий Заботин), поверив в слова Бессмертного Некто (Александр Калугин), проникает в глубину собственного сознания и решается изменить своё будущее. Маленький и неприметный человек, совершивший, может быть, впервые в своей жизни человеческий поступок (он освобождает из-под стражи актёров – жителей дома Свифта), смог изменить свою судьбу. Но кто же такой Свифт? (Дмитрий Крюков). Казалось бы, нет проще задачи для актёра, чем роль без слов. Однако это не так. Как донести до зрителя душевные переживания своего героя молчанием, учитывая, что ты один из центральных персонажей пьесы? Дмитрий Крюков оказался достаточно выразительным в своей роли. Его взгляд и точная мимика не оставляли сомнений в том, что его герой действительно творец. А почему он молчит всю пьесу за исключением завершающей сцены спектакля? - спросите вы. Ответ на этот вопрос прозвучит из уст дворецкого Патрика (Игорь Михельсон): «Декан перестал пользоваться словами. Они искажают смысл! Особенно в наше время. Мы заврались: думаем одно, говорим другое, пишем вообще непонятно что. Декан сделал шаг вперед: он изъясняется мыслями! Это высший способ общения разумных существ — минуя уши, не разжимая рта. Напрямую!» В спектакле, как и самой пьесе, множество зашифрованных мыслей - символов, которые дают возможность зрителю поразмыслить над увиденным и вынести свой вердикт. Режиссёрская мысль отражена в спектакле таким образом, что происходящее на сцене постоянно балансирует на грани между сказочным миром и абсурдной реальностью, не отпуская внимание публики до конца и заставляя вслушиваться в каждое сказанное слово, чтобы приблизиться к разгадке этих символов. И вдруг зазвучит музыка, так точно отражающая атмосферу хаоса этой непонятной жизни, а зритель, возможно, закроет глаза и вспомнит... как когда-то в детстве он тоже был особенным — талантливым и пытливым, не скрывающим свое истинное «я». Но общество научило и заставило его быть таким, как все. И может быть, однажды, ему также захочется замолчать, потому что слова пусты, лживы... А в воздухе повиснет вопрос: не предал ли я Себя? И как этого не допустить в дальнейшем? Ксения Половникова | |
Просмотров: 468 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |