Каталог статей
Главная » Статьи » Театральные блики |
Одна из самых популярных оперетт в мире - «Граф Люксембург» - поставлена в Нижнем Новгороде. Блестящее создание Франца Легара и трех либреттистов (Альфреда Вильнера, Лео Штейна и Роберта Боданцки) переносит нас в Париж и увлекает историей любви художника и актрисы. Герои оказываются в парадоксальной ситуации, когда свадьба предшествует знакомству, а счастливая жизнь вдвоем начинается в день предполагаемого развода.
Для постановки спектакля в Камерном музыкальном театре была приглашена творческая группа из Санкт-Петербурга. Художник Кирилл Пискунов словно разомкнул сценическое пространство вглубь и вширь, что дало возможность выстроить яркие и увлекательные массовые сцены и развернуть настоящую танцевальную феерию. Синее небо вечернего Парижа и наклоненный силуэт Эйфелевой башни, будто бы увиденной глазами подвыпивших гуляк, веселящихся на карнавале. Режиссер Сусанна Цирюк – одновременно автор сценической редакции и либретто – погрузила известный сюжет в стихию карнавала. Таким образом, авантюрная история, затеянная Базинелли (в этой версии русский князь стал темпераментным итальянцем), разворачивается на фоне непрекращающегося хоровода масок. Они выбегают с разных сторон, пляшут на мосту, возвышающемся над сценой, увлекают за собой героев и создают впечатление стремительного, красочного, лихорадочно-веселого действа. Задорно подпрыгивая, словно воплощая в себе всю легкость и изощренность сложнейшего жанра, проносятся пары: банты и перья, причудливые шляпы, пышные юбки, смеющиеся лица… Балетмейстер Александра Тихомирова создала грациозный и яркий пластический рисунок спектакля, а артисты балета и Театра танца «Солнечный бестселлер» убедительно воплотили его. В оперетте танцы - один из важнейших компонентов, который влияет на атмосферу всего спектакля, и актёрам удалось передать настроение безмятежной веселости, которая позволяет преодолевать преграды на пути к счастью легко и азартно. Стихия карнавала, мелодическое богатство музыки, интригующий сюжет – вот всё, что нужно чтобы завлечь зрителя в удивительный мир оперетты! Каждая деталь оформления задорно обыграна, для диалогов найдена увлекательная оправа, для каждого персонажа — детали, делающие их незабываемыми. Даже Рене Люксембург – главный герой – в первом действии щеголяет в костюме Арлекина, и эта карнавальная раскованность придает действию легкую пикантность и окрашивает его юмором. От исполнителей этой роли (Артем Брехов и лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Александр Шалунов) требуется вокальное мастерство и сценическое обаяние, что присутствует в полной мере. Однако, хотя оперетта и не требует подробной психологической разработки характера, главному герою не хватает убедительности в сценах, рисующих первые признаки влюбленности, сердечное волнение и переходы от надежды к отчаянию. Лада Карионова (Анжель Дидье), с ее нежным и светлым сопрано, женственна и изящна во всех проявлениях чувств, которые побуждают ее героиню отказаться от положения в свете и денег ради любви. Особенно запомнилась сцена, где Анжель и Рене с завязанными глазами пытались найти друг друга. Мягкий лиризм, присущий певице, придал этому эпизоду романтическую красоту. Еще одна исполнительница этой роли – Марина Бойчевская – подчеркивает то, что Анжель – актриса. Ее героиня чуть-чуть капризна и кокетлива, это женщина, привыкшая к поклонению и восхищению.
Несомненная удача спектакля – образ темпераментной Клементины Кокози, в которую превратилась графиня Стаса Кокоцова из оригинального либретто. Лариса Назарова играет эксцентричную немку, то и дело выхватывающую револьвер. Она переполнена жаждой любви и муками ревности, но актриса окрашивает исполнение легкой иронией, что делает гротесковую манеру игры органичной и убедительной.
Заслуженный артист России Сергей Миндрин исполнил роль князя Базинелли тоже в гротесковом стиле. Он выстраивает речь и пластику героя на перепадах от дряхлости к показной молодцеватости. Очарованность молодостью и красотой буквально преображают князя: он делает «колесо», лихо отплясывает польку вместе с Жюльеттой, подбрасывает ноги в задорном канкане.
Менее убедительна свита князя: желание рассмешить публику приводит к слишком аффектированной манере игры, в то время, как оперетта требует от актеров изящества и даже грациозности. В этом смысле особенно запомнился дуэт Армана ( лауреат всероссийских и международных конкурсов Вячеслав Резниченко) и Жюльетты (Мария Елизарова). Ссоры и примирения их героев были элегантно-комичны, а сцены любви сыграны с трогательным лиризмом. Музыкальность актеров проявилась не только в собственно вокальных, но и в танцевальных номерах. Нужно подчеркнуть, что Камерный театр на протяжении двадцати лет своего существования стремится формировать труппу именно из таких синтетических исполнителей: многие молодые солисты танцуют наравне с балетом, в то время как артисты балета нередко бывают задействованы в драматических сценах.
Постановщикам спектакля пришлась по душе такая пластичная, хорошо оснащенная труппа. Но были и серьезные затруднения, связанные с тем, что этот молодой театр, находящийся на скудном городском бюджете, не может позволить себе содержать собственный оркестр. Все спектакли и концертные программы идут в сопровождении инструментальной фонограммы, и «Граф Люксембург» не стал исключением. В записи участвовал симфонический оркестр Нижегородской филармонии под управлением дирижера из Санкт-Петербурга Александра Гойхмана.
Хотелось бы отметить и некоторую языковую небрежность, допускаемую в спектакле. «Не заморачивайся», - советует главный герой своему другу в духе современной уличной лексики. Князь Базинелли очень выразительно присвистывает при виде бывшей возлюбленной, и публика легко улавливает намек на ненормативные словечки в его темпераментных междометиях. Есть ли резон так упрощать легкий, но отнюдь не простой жанр? Ведь существует понятие классического стиля, и его никто не отменял, в какую бы эпоху ни ставился спектакль.
«Зритель должен переживать», - об этом мечтал сам Легар. Как ни условны сюжетные перипетии в опереттах, чувства в них кипят самые подлинные. Возможно, именно этой заразительной искренности пока не хватает в спектакле Камерного театра. Он воспринимается как праздничное, нарядное, беззаботно-радостное представление, которое могло бы воздействовать на нас сильнее, если бы ярче была подсвечена лирическая подоплека истории.
Тем не менее, эта
премьера стала событием для публики и новой вехой для самого театра. Оперетта
испытывает сейчас острую потребность в обновлении средств выражения, в более
глубоком проникновении в современность, в утверждении новой эстетики. Возможно,
«Граф Люксембург» стал творческой лабораторией, в которой и создается новый
облик вечно молодого и неизменно популярного жанра.
| |
Просмотров: 707 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |