Каталог статей
Главная » Статьи » Театральные блики |
Иногда я думаю, как хорошо, что еще существуют в Нижнем Новгороде такие некоммерческие кинотеатры, как «Рекорд», где можно увидеть не широкопрокатные экшены, в которых все предсказуемо и зачастую просто скучно, а по-настоящему что-то новое и интересное. К короткометражкам я пристрастилась не так уж и давно, но уже успела полюбить кинофестивали такого рода. На этот раз меня заинтересовал проект «Возмутительно смешно», который многообещающе заявлял с афиш, что зрителю будет представлена лучшая подборка комедийных короткометражных фильмов со всего мира. «Почему бы не поднять себе настроение в выходной?» - подумала я и отправилась удовлетворять свое любопытство. На экране, один за одним, промчались восемь разноплановых короткометражным фильмов из Бельгии, Нидерландов, Румынии, России и Франции, объединенных якобы одной линией юмора. Только какого юмора? Хотя… чёрный юмор — обычный ингредиент абсурдистики в литературе и в кино. А то, что в проекте «Возмутительно смешно» представлен именно черный юмор, стало понятно почти сразу. В первой же ленте «Табу» был поднят серьезный вопрос инцеста, который, казалось бы, ни при каком ракурсе не может быть смешным. А сюжет таков: Джулиан – молодой человек, только что расстался с любимой и тяжело переживает разлуку. Мудрые родители, взяв под мышку сынишку, везут его в город, где тот был рожден. В первый же вечер, по совету отца, Джул забрел в ресторанчик. Там обходительная, уже не совсем молодая хозяйка накормила, обогрела, улыбнулась… Что еще нужно разбитому сердцу? Конечно, новые чувства, которые вспыхнули в сердце молодого человека. Утром окрыленный парень бежит поделиться радостью с родными – он снова влюблен! Но каково, оказывается, узнать, что его новая любовь и есть его настоящая мать… Смешно? Кому-то, наверное, и смешно. В продолжение темы «а смешно ли?» выступила заключительная кинолента «Катарсис», в которой сошедший с ума режиссер повсюду видит следящий за ним глаз камеры. И совершенно не замечает страдания жены, которая не в состоянии более терпеть это безумие. Переходным же этапом между несмешным, смешным и безумным стал мультик «Правила Диркжана». Это фильм про инопланетян, похитивших человека с улицы, внедривших в его голову датчик и заставивших его повелевать миром, а в конце взорвать Землю. «Правила Диркжана» заканчиваются очень забавно и необычно: инопланетяне, вернувшись на свою планету, «сливают» видео по уничтожению Земли на youtube, злобно подхихикивая при этом. На первый взгляд, смешно, но если задуматься… в голову приходят страшные ассоциации и параллели. Зато вот настоящего черного юмора, на мой взгляд, было достаточно. И апогеем стали два фильма: «Сахар» и «За стеной». «Сахар». За восемь минут экранного времени успевает произойти череда нелепых случайностей, которые приводят к непоправимому. Вот как все незатейливо происходит. Миловидная девушка заходит к одинокому соседу за сахаром, случайно роняет этот сахар, а при попытке его поднять сталкивается головой с молодым человеком, падает с лестницы и умирает. Что же делать соседу? Парень вызывает скорую помощь, но почти сразу понимает, что его могут заподозрить в убийстве и совершает ряд попыток по замаскировыванию происшедшего. Но каждый последующий шаг, как на зло, только ухудшает положение молодого человека. В итоге он сам погибает от удушья… - подавился трусиками. Пикантной изюминкой фильма становится «выход» патологоанатома, достающего изо рта погибшего причину смерти. «Хм… розовенькие…»- подумал он, примеряя на себя кружевное белье. «За стеной». Безмолвная история мужчины, которому была неизвестна народная мудрость про любопытную Варвару и, в итоге, пострадал не только его нос, но и весь он буквально провалился под землю. Смешно ли все это? Почему у нас вызывают смех порой страшные и нелепые вещи? Откуда в человеке столько потенциального садизма? Чтобы понять природу черного юмора, нужно для начала определиться, что же такое вообще юмор и зачем он нужен. Первое, что приходит на ум, – это поднятие настроения, снятие стресса, отвлечение от проблем насущных. А вот что по этому поводу говорят мудрые: профессор британского университета Сэм Шустер провел исследование, в ходе которого выяснилось, что юмор является трансформацией агрессии и результатом действия мужского гормона тестостерона. Этим он также объясняет, что мужчины шутят гораздо чаще женщин. По этой же причине большинство юмористов и комиков — мужчины. А вот немецкий психолог и философ Эрих Фромм считал, что в каждом человеке присутствует одновременно два стремления — к жизни (биофилы) и к смерти (некрофилы). Только у разных людей эти стремления выражены в разных пропорциях. Из этого следует, что одна из причин тяготения к черному юмору лежит в глубинном интересе человека к вопросу смерти. Но все же, думаю, в каждом из нас главенствующим является не интерес, а страх смерти и, так как смех – это одна из форм выплеска накопившихся эмоций, способ снятия стресса, то при виде такого рода опасности может возникать смех, как одна из возможных защитных реакций. Так же в плюс черному юмору можно сказать, что он более насыщенный, яркий, необычный и противоречивый, а, значит, способен вызвать в человеке больше эмоций, следовательно, и интерес к нему сильнее. Но тут есть риск: во-первых, можно переборщить и получится просто глупость. Во-вторых, для кого-то поднятая тема может совпасть с реально происшедшими событиями и тогда окажется больной. Хотя, если исходить из классического понимания черного юмора как юмора с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, болезнями, физическими уродствами или иными «мрачными» темами, то проект «Возмутительно смешно» явно удался. И кому-то, может быть, после просмотра фильмов стало легче смотреть на все происходящее в жизни. Только вот вопрос: «Кому?» | |
Просмотров: 490 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |