Суббота, 28.12.2024, 08:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Всегда быть в форме

В этом году отмечает юбилей Светлана Ивановна Бержинская — доцент кафедры сольного пения Нижегородской консерватории, кандидат искусствоведения. Светлана Ивановна педагог с многолетним стажем, который не устает учиться, находится в постоянном поиске, живет своей профессией.

- Светлана Ивановна, расскажите, пожалуйста, какие люди оказали на Вас особое влияние, кому Вы хотели бы сказать «спасибо»?

- Я закончила Горьковское музыкальное училище имени М.А. Балакирева в классе Валерия Николаевича Широкова. Это замечательный певец и пропагандист песен нижегородских композиторов. Он был солистом филармонии, дружил со многими нижегородскими музыкантами, очень яркий, самобытный, «зажигательный» человек. Валерий Николаевич оказал на меня большое влияние. Он давал такой эмоциональный заряд, что я могла петь, особо не задумываясь над технологией, над самим техническим процессом пения, могла своим пением просто дарить людям любовь и радость.

- А как Вы познакомились с музыкой? Как попали в музыкальный мир?

- У меня пел отец. Он был военным, обладал замечательнейшим лирическим тенором. Его в свое время приглашали в Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, и только, наверно, по молодости, по непониманию уровня своей одарённости, он не согласился в него вступить, остался служить в армии.

- А как Вы пришли преподавать в нашу консерваторию?

- Ой, это очень длительный путь. Я закончила нашу консерваторию в классе Марины Георгиевны Амелиной. Это вдумчивый и интересный педагог, яркий музыкант. Марина Георгиевна всегда открыта для новых знаний. Часто в своих концертных выступлениях она исполняла новые сочинения как отечественных, так и нижегородских композиторов.

В консерватории я так же, как и в училище, особо не задумывалась над технологией. Мне было хорошо и легко петь, я без труда перевоплощалась в нужный образ. И, когда меня спрашивали «А как ты поешь?», я никогда не могла на это ответить. Но сам процесс познания технической стороны мне всегда был очень интересен.

После окончания консерватории мне предлагали петь в различных театрах, но я выбрала работу в Нижегородском музыкальном училище, где продолжила дело В. Н. Широкова и стала заведующей вокальным отделением. Однако когда много лет работаешь на одном месте, то хочется расширить свои профессиональные рамки, получить больше новых знаний. Поэтому я поступила в ассистентуру-стажировку ННГК им. Глинки в класс заведующего кафедрой, профессора Андрея Михайловича Седова, который оказал большое влияние на меня как на преподавателя. Он говорил, что со студентами нужно работать свободно, не дергать, а направлять и вовремя подсказать. Для меня эта установка в то время была очень важна.

Пользуясь случаем, хочу сказать теплые слова признательности и Екатерине Андреевне Флёровой. Это добрый и верный друг, музыкант очень высокого уровня. Не считаясь со временем, со своей занятостью, она очень помогла мне во время учебы.

На мои искания как научный руководитель большое влияние оказала Татьяна Борисовна Сиднева, профессор, доктор культурологии, высококлассный специалист, бесконечно преданный своему делу и нашей консерватории. Несмотря на то, что она очень занятой человек, у нее всегда найдется время, чтобы помочь и поддержать. Она выслушивала мои робкие рассуждения и аккуратно направляла. И, будучи уже преподавателем консерватории, я защитила диссертацию, где я не стремилась к поиску решения каких-то глобальных проблем, а просто делилась опытом своей многолетней работой в музыкальном училище.

После окончания ассистентуры-стажировки я начала работать в консерватории, совмещая эту работу с работой в училище.

Должна сказать, что в процессе жизни мне очень везло на хороших людей, замечательных музыкантов, которые всегда в нужный момент мне помогали. Сейчас со мной в классе работает Ольга Ильинична Чернавская – большой энтузиаст и знаток вокального искусства, замечательный музыкант, беззаветно преданный вокалистам, вокальному искусству. Мы работаем вместе уже 20 лет и постоянно находимся в профессиональном поиске. Так в 2008 и 2009 годах мы ездили совершенствовать свои педагогические знания в Грузию к выдающемуся певцу и педагогу Нодару Давидовичу Андгуладзе.

- Про Вас говорят, что Вы не устаете учиться, узнавать что-то новое, Вы считаете, что это необходимо для каждого педагога?

- Безусловно. В консерваторию приходят учиться студенты творческие, талантливые, с красивыми голосами. Многие из них уже обладают профессиональными знаниями, кто-то имеет за плечами концертный опыт. Педагогу практически на каждом уроке приходится своего рода сдавать экзамен на право быть интересным в профессии. Уметь грамотно и логично представить свои знания, владеть профессиональным языком — все это не так уж и просто. Поэтому педагогу необходимо постоянно учиться, постоянно быть в форме.

- А что для Вас важно понять, когда Вы первый раз встречаетесь со студентом?

- Каков человек, найдем ли мы общий контакт. Ведь редко какая специальность при обучении подразумевает такое доверие между студентом и педагогом. Я часто замечаю, что приходят ребята, которые не подозревают, какой сложности наша профессия, какого она требует служения. Когда-то мне хотелось, чтобы ко мне попал какой-то определённый ученик или ученица, а теперь я думаю, что должна учить тех, кому необходима, кого мне Бог посылает свыше. Случайностей нет. И, если я встретилась именно с этим человеком, то каким-то образом должна помочь именно ему и, надеюсь, благотворным образом повлиять на его судьбу.

- А что для Вас главное в вокальном искусстве?

– Воздействие, воздействие на слушателей. История развития искусства пения содержит очень много богатейшего материала по методике обучения вокалу. Мастера пения на протяжении всей истории развития искусства пения передавали свой опыт и знания, делились своими практическими достижениями и ощущениями. Но эти советы не дают исчерпывающей информации о певческом процессе, они лишь предлагают начинающему певцу выбрать для себя некоторые удобные приёмы.

Пение – это дыхание. Замечательный вокальный педагог Ю. А. Барсов употреблял такое выражение — «прикосновение дыхания», то есть звук образуется от прикосновения дыхания — Духа. Вот почему говорят, что голос – это Божий дар.

Дыхание – это движение, движение – это энергия, а мысль, вложенная в энергию, дает направленное воздействие на слушателя.

- А какие задачи Вы перед собой ставите как педагог? Чему хотите научить, что сформировать?

Во-первых, очень хочется, чтобы студент соответствовал требованиям профессии. Часто приходится слышать «Я хочу петь!» И слово «петь» ставится в один ряд с другими человеческими потребностями: я хочу кушать, спать, гулять, петь, играть и т. д. Так может рассуждать тот, кто занимается любительским пением. Есть желание, потребность – пошел и попел! Но при обучении в консерватории необходимо, чтобы потребность переросла в профессионализм. Это очень важно понимать каждому студенту. Профессионализм – это четкая организация времени, концентрация внимания, понимание смысла своей профессии.

Во-вторых, для меня, конечно, важно научить студента технически верному исполнению. Ведь голос – явление психофизическое. Конкретные физические действия помогают художественному воплощению музыкального произведения. Эти две стороны исполнения, техническая и художественная, непосредственно связаны между собой. Постановка голоса, сама по себе, ничего не значит, если исполнитель не вдумывается в то, что поёт, не пытается передать суть произведения. Голос — лишь средство выражения того состояния, которое описал поэт и усилил музыкой композитор. Но в отличие от рояля или другого инструмента, певец – это живой организм, и ни с чем несравнимы те чувства, которые может испытывать слушатель от хорошего, по-настоящему грамотного пения. Выдающиеся певцы — это полубоги на земле, потому вся их жизнь состоит из служения, служения музыке.

- Вы подготовили большое число вокалистов. О ком из них Вы хотели бы сейчас вспомнить?

- Хорошо работает в национальном театре Йошкар-Олы Елена Никитина. Алёна Диянова пела в оперном театре г. Астрахани, сейчас поет в Приморском театре оперы и балета на Дальнем Востоке. Николай Печёнкин успешно работает в Нижегородском оперном театре. Тепло вспоминаю Юлю Колеватову, которая замечательно трудится в Кисловодской филармонии. В Томске работает Ирина Макарова.

Многие ребята выбрали педагогическую профессию. Это Наталья Логинчева, Людмила Касаткина – обе работают в Дзержинском музыкальном колледже. Особо хочу сказать об Андрее Владимировиче Куклеве, который заменил меня на посту заведующего вокальным отделением в Нижегородском колледже.

- А какое место в Вашей жизни занимала сцена?

- Наверное, это покажется странным, но учась в училище и консерватории, я не мечтала о сцене, о театре. Мне всегда хотелось быть учителем, мне интересен сам певческий процесс. Даже самые замечательные певцы не всегда становятся хорошими преподавателями. Педагог концентрируется на ученике, а когда человек сам поет, то он думает о своем исполнении. На мой взгляд, это две разные профессии. Я стала педагогом не по тому, что я не могла петь, а по тому, что мне просто интересна эта профессия. Я отлично закончила и консерваторию и ассисентуру-стажировку, пела положенные концерты в Большом зале. И сейчас на уроках всегда подкрепляю слова собственным показом.

- Музыка каких композиторов Вам ближе?

- Мне очень близок Чайковский. А вообще, когда слушаю Моцарта, мне кажется, что он самый замечательный, когда Бетховена – Боже! Потрясающе! Даём в классе и Баха, и Генделя. Эта музыка проверена временем, и каждый композитор замечателен по-своему. Из Нижегородских авторов очень нравится музыка Нины Саниной. Масштаб ее дарования, на мой взгляд, очень высок — ей всегда есть, что сказать. Я очень часто в своём классе даю студентам её сочинения. Вот сейчас будет заканчивать ассистентуру-стажировку Ирина Куклева, которая будет петь Три русские песни Н.Саниной.

-Могли бы Вы рассказать о своих увлечениях? Говорят, что Вы прекрасно готовите...

- Хо-хо, прекрасно готовлю! (смеется). У меня, вообще, есть увлечение — рисование, я люблю рисовать. Готовить? Да, я считаю, что это тоже искусство, но так, наверно, думает каждая женщина.

- И последний вопрос: что Вас вдохновляет?

- Моя работа, я живу своей работой, она меня и вдохновляет, занимая большую часть моей жизни. И вы знаете, мне интересна моя работа, я работаю с удовольствием.

Беседовала Анна Репина

 

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Ольга_Капустян (01.02.2016) | Автор: Анна Репина
Просмотров: 1037 | Теги: Светлана Ивановна Бержинская | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]