Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
Прошёл год, как не стало заведующего кафедрой камерного ансамбля, педагога, пианиста Владимира Владимировича Алексеева — человека, который оставил яркий след в истории Нижегородской консерватории. 1 ноября прошёл вечер памяти Владимира Владимировича. Каждый хотел сказать «спасибо» дорогому учителю, коллеге, другу, но слишком свежа ещё в памяти утрата, и подобрать слова не так просто. Музыка Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ф. Мендельсона, С. Рахманинова, М. Равеля, стала тем проводником, который сумел передать чувства близких людей. И создалось ощущение, что он незримо присутствовал среди них в этот вечер. Владимир Владимирович Алексеев окончил Горьковскую консерваторию по классу специального фортепиано у профессора Берты Соломоновны Маранц (ученицы Г.Нейгауза) в 1970 году, а в 1973 — ассистентуру-стажировку по специальности «камерный ансамбль» Музыкально-педагогического института им. Гнесиных по классу Г.С. Домбаева. Невероятно трудолюбивый и требовательный к себе он был одним из лучших учеников Б.С. Маранц. «Берта Соломоновна доверяла ему самые сложные программы, и уже на 4 курсе он выступил с сольным концертом, в котором была 29 соната Бетховена», — рассказывает заведующая кафедрой специального фортепиано, профессор Е.Д. Алексеева. Исполнительский почерк Владимира Владимировича отличался глубоко эмоциональным наполнением и, как вспоминает его однокурсник, пианист Михаил Козлов, эта глубина мысли была у него всегда: «Одним из самых ярких впечатлений моей юности было исполнение Володей Алексеевым ''Фантазии'' Ф. Шопена ещё в музыкальном училище. И уже тогда Володя открыл для меня Шопена, которого он играл со сдержанным благородством. Я думаю, что эти слова ''сдержанное благородство'' очень присущи всей его натуре». Страстная преданность Владимира Владимировича музыкальному искусству проявлялась во всём. Когда он возглавил кафедру камерного ансамбля, в её истории началась активная концертная жизнь. Он организовывал циклы концертов, в которых могли принимать участие все студенты и преподаватели консерватории. «Можно было выступить не только в камерном ансамбле, но и соло, — говорит ученик В.В. Алексеева, доцент А.М. Рыбин. — Владимир Владимирович приветствовал музицирование в любой форме и поощрял любое творчество. Он и сам выступал и в ансамблях, и соло. Я помню, как он играл «Вариации на тему Паганини» И. Брамса, Сонату B dur Ф. Шуберта, иногда он исполнял и небольшие пьесы, например, «Песню без слов» П. Чайковского». О Владимире Владимировиче часто говорят, что он обладал необыкновенно мягким характером, и на его лице всегда была улыбка. «Он был не просто любопытным, а любознательным, — рассказывает Михаил Козлов. — Обыденные вещи при взгляде Володи становились безумно интересными. Я вспоминаю время, проведенное вместе на теплоходе, и не столько наши беседы, сколько его монологи. Он рассказывал о людях совершенно различных: о каких-то генералах, о выдающихся музыкантах, о студентах. Это было необыкновенно интересно». Об исключительном даре рассказчика, присущем Владимиру Владимировичу вспоминает и А.М. Рыбин: «Он много рассказывал о музыкантах, с которыми был лично знаком: об Т. Алиханове, А. Бондурянском, Н. Петрове, А. Касьянове, мы обсуждали их исполнение. Общение с Владимиром Владимировичем никогда не превращалось в лекционный курс, это был живой разговор». При такой искренней открытости и любви к людям В.В. Алексеев был абсолютно принципиален в тех вопросах, которые касались творчества, искусства, работы, требовательности к себе. «Он был фанатично предан музыкальному творчеству, - рассказывает А.М. Рыбин. - Когда после инсульта у него отказала рука, для него это был психологический удар. И, чтобы как-то восполнить это отсутствие контакта с музыкой, он очень много слушал записей». Большая часть жизни В.В. Алексеева была связана с педагогической деятельностью. Ученики Владимира Владимировича, вспоминая уроки с ним, отмечают его тонкое чувство юмора. «Он всегда умел шутить над любой трудностью, над любой сложной проблемой, которую мы, студенты, еще не могли преодолеть», — рассказывает Ирина Лежнева. С большим трепетом он часто вспоминал свою творческую поездку на Кубу в 80-е годы. Там он работал с маленькими детьми и преподавал педагогам методику обучения. «Другие люди, другая культура, другой язык — это было для нас интересно, — вспоминает Елена Алексеева. — Приходилось сходу учить испанский язык, но, как известно, музыкальный язык – всеобщий». В.В. Алексеев всегда любил учиться, и потому эта поездка дала ему колоссальную эмоциональную и профессиональную подпитку. «Добрый, честный, очень открытый, очень общительный, с замечательным чувством юмора, очень порядочный, справедливый, очень глубокий эмоционально», - так о нём говорят люди, близко знающие его. И этот ряд можно продолжить. «Володя был тем, кого мы называем настоящим русским интеллигентом», — сказал Михаил Козлов. Владимир Владимирович до последнего боролся с тяжелой болезнью и никогда не жаловался. Его личность и преданность делу вызывают огромное уважение и служат тем камертоном, с которым стоит сверять свою творческую жизнь. Надежда Оськина
| |
Просмотров: 711
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |