Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
«Я стараюсь, чтобы у моих студентов-композиторов было ощущение радости творения…» В реальности герои этой статьи специально не собирались за одним столом, чтобы поговорить о своем Учителе, который в 2010 году отметил свой 70-летний юбилей. Но когда записывались всевозможные интервью к поздравительному фильму, оказалось, что мысли этих героев настолько созвучны друг другу, что мне сложно было не включить фантазию и «не поместить» их в одно виртуальное пространство. О ком я говорю? Давайте знакомиться! Мисс Впечатлительность – часто становится жертвой своей чувствительности и склонна к излишней эмоциональности. Мистер Находчивость – большой выдумщик, склонен затевать серьезные проекты. Миссис Одухотворенность – излучает теплый свет. Мистер Степенность – любитель легкой иронии, уверенно держится в обществе и производит впечатление своим проникновенным и умным взглядом. И, наконец, маэстро Любопытство – интересуется всем, что достойно его внимания, интеллектуально подкован, славится искрометным юмором, необычайно мужественен. В этом разговоре у него нет реплик, зато он – главный объект обсуждения. Где, по-вашему, могла бы проходить встреча этих героев? Можно представить какой-нибудь небольшой уютный ресторанчик с приглушенным светом и живой музыкой, хотя нет… Пусть это будет старинное здание с прекрасным фасадом в стиле ампир. Предлагаю подняться по его высокой лестнице с фигурными перилами и прислушаться к беседе. Миссис Одухотворенность: Мне кажется, каждый педагог должен обладать особым даром и быть Личностью, примером для подражания. Наш маэстро Любопытство, я уверена, наделен удивительным педагогическим талантом. Мистер Находчивость: Да… Общение с таким разносторонним и увлекающимся человеком, несомненно, накладывает отпечаток на его учеников. Может быть, не явно, но в их сочинениях чувствуется преемственность самых лучших черт ЕГО музыки. Мне тоже посчастливилось поучиться в классе этого замечательного мастера. Мистер Степенность: Я никогда не забуду, как познакомился с маэстро. Это было на втором курсе училища, он меня сильно разнес тогда, по-настоящему. Второй раз мы уже встретились на четвертом курсе. Он меня не вспомнил, но благословил на поступление в консерваторию. Миссис Одухотворенность: А мне запомнился один случай, произошедший со мной на первом курсе консерватории. Помню, я тогда писала танцевальную сюиту для фортепиано, и долгое время не могла сочинить менуэт. Осознав беспомощность моего положения, маэстро принял мудрое решение: мы несколько уроков играли с ним в четыре руки менуэты из симфоний Гайдна и Моцарта. «Ты сейчас впитаешь в себя дух этих сочинений, – говорил он – а потом это даст свой результат». И действительно, потом как-то раз – и все сложилось, менуэт благополучно написался. Суметь ненавязчивым образом показать ту тропинку, по которой ты пойдешь и найдешь ответ на свои вопросы, – в этом тоже талант Педагога. Мисс Впечатлительность: А ведь у меня тоже есть история, в которой маэстро проявил творческий подход к педагогическому процессу. Это был семинар по анализу. Пресытившись под конец занятия нашими рассуждениями, он решил проверить теорию на практике. Задание – совместными усилиями сочинить в устной форме нечто сонористическое: первый придумывал начало, второй подхватывал и развивал идею и так по нарастающей. Кажется, мы допридумывались до того, что в конце туттийное звучание перебил панорамный звук поезда, уносящего вдаль «глубокие» смыслы нашего творения. В общем, позабавились все, в том числе, и маэстро, который, кстати, увлеченно принимал участие, поощряя интересные задумки некоторых авторов или осторожно критикуя то, что, по его мнению, прозвучит не убедительно или некрасиво. Мистер Степенность: Да! Маэстро Любопытство живой в педагогике, он чужд догм, мертвых схем. Миссис Одухотворенность: У него потрясающее чувство юмора, мы часто смеялись на занятиях. Может быть, иногда поводы для смеха были не самые подходящие, иногда можно было и поругать за что-то, но он умел в нужный момент поддержать в шутливой форме. Да! Атмосфера на занятиях была всегда очень доброжелательная, и мне кажется, что это одна из его педагогических тайн. Я всегда шла к нему с радостью, даже если у меня не было написано ни одной ноты – я знала, что мы всегда найдем, о чем поговорить и чем заняться. Мистер Степенность: Согласен! С ним легко было заниматься. Я, как человек, читающий сейчас курс методики преподавания композиции, могу сказать, что любой педагог должен балансировать между необходимостью критических замечаний и корректностью их высказывания, ибо материя у нас очень тонкая. Маэстро Любопытство всегда эту грань ощущает и никогда ее не переходит. Кроме того, он быстро устанавливает индивидуальный контакт с учеником и удерживает его. Понимаете, любой человек, который пишет музыку, знает, как тяжело ее потом показывать. Вот ему показывать легко, он создает такую обстановку в классе, при которой с радостью хочется поделиться своим творчеством. Авторитарен ли он? Нет, принципиален, но дает студенту свободу маневра, возможность доказать, что тот прав или убедиться в ошибочности его мнения. Это называется педагогической точностью и профессионализмом. Мистер Находчивость: Надо сказать, что его студенты востребованы как высокопрофессиональные музыканты. Многие стали лауреатами престижных конкурсов. Одна из главных причин таких достижений кроется в стремлении маэстро воспитать Личность, подчеркнуть индивидуальность каждого. Мисс Одухотворенность: Вы абсолютно правы, коллега. Действительно, все его ученики разные, а не близнецы-братья. Суметь в юных композиторах разглядеть особенности – это тоже, как мне кажется, педагогический дар. Он верит в то, что даже если студент не станет композитором в будущем, то годы занятия композицией не пройдут даром, он сможет применять свой творческий потенциал в любой профессии. Мистер Находчивость: Конечно, ведь маэстро Любопытство старается привить такие художественные константы, которые проповедует сам. Прежде всего, это отличный вкус. Он всегда советует больше слушать, читать, общаться с интересными людьми. Мистер Степенность: Он очень открытый, готов воспринимать даже те замыслы, эстетика и даже идеология которых ему не близки. Но маэстро не приемлет недостаточно качественно сделанную работу, вне зависимости от того, в какой системе координат с точки зрения эстетики она решена. Ну… был у меня инструментальный концерт, экспозицию которого я переписывал раз шесть, и ничего… Да, маэстро настаивает иногда на некоторых вещах, но никогда не заставляет силой сделать по-своему, а создает ситуацию, в которой ты сам осознаешь необходимость корректировок. Как это у него получается? Не знаю… Это его секрет. Мистер Находчивость: А Вы заметили, что то, чему маэстро учит, находит отражение в его музыке? Например, ей присуща жесткая дисциплина мысли, отточенность материала, формы, яркий интересный замысел и его адекватное воплощение. Кроме мастерства пера его музыке свойственно здоровое и удивительное чувство юмора и современности, она тонко реагирует на все политические, социальные, культурные изменения. Она говорит о том, что вокруг нас. Мисс Одухотворенность: Позволю себе тоже высказать некоторые впечатления о музыке нашего Учителя. Он не стремится удивить чем-то необыкновенным и использует стандартный набор средств, в хорошем смысле, доступный всем. Меня поражает совершенство отобранных им элементов. Какое бы стихотворение он ни взял в вокальном или хоровом творчестве, оно всегда действительно хорошо озвучено – точное попадание в образ. В инструментальной музыке то же самое, плюс там ощущается еще талант драматурга, он очень хорошо чувствует и выстраивает форму. И крупные, и камерно-инструментальные сочинения всегда меня в этом смысле удивляют. Предельная простота, ясность и невероятная глубина – вот какими бы словами я описала музыку нашего мастера. Мистер Степенность: Он учит искать свои пути в творчестве, но всегда хочется быть достойным своего педагога. То, что делает наш Учитель, для меня эталон. Я отталкиваюсь от него и в педагогическом и в человеческом плане. Мистер Находчивость: Маэстро очень заботливо относится к своим ученикам – как к детям, переживает их неудачи и радуется победам. У него всегда можно спросить совета – он никогда не откажет в помощи, и придти в его класс – все равно, что придти в отчий дом. Уверена, вы догадались, о ком шла речь в представленном разговоре. Но, все же, стоит назвать имя этого мастера. В роли маэстро Любопытства – заслуженный деятель искусств России, заведующий кафедрой композиции и инструментовки, профессор, секретарь Союза композиторов РФ, председатель Нижегородской региональной организации Союза композиторов России Борис Семенович Гецелев. В этой статье запечатлен лишь один фрагмент, который мог бы стать частью юбилейного фильма, о котором говорилось в начале. Да, мисс Впечатлительность – ваша покорная слуга, миссис Одухотворенность – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Оксана Михайловна Зароднюк, мистер Степенность – кандидат искусствоведения, доцент кафедры композиции и инструментовки Денис Олегович Присяжнюк, мистер Находчивость – аспирант, преподаватель кафедры композиции и инструментовки Сергей Сергеевич Попов. Татьяна Лукина 2 курс ФДО | |
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |