Суббота, 28.12.2024, 23:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Виртуальный Квартет: приношение юбиляру

«Я стараюсь, чтобы у моих студентов-композиторов было ощущение радости творения…»

В реальности герои этой статьи специально не собирались за одним столом, чтобы поговорить о своем Учителе, который в 2010 году отметил свой 70-летний юбилей. Но  когда записывались всевозможные интервью к поздравительному фильму, оказалось, что мысли этих героев настолько созвучны друг другу, что мне сложно было не включить фантазию и «не поместить» их в одно виртуальное пространство. О ком я говорю? Давайте знакомиться!

Мисс Впечатлительность – часто становится жертвой своей чувствительности и склонна к излишней эмоциональности.

Мистер Находчивость – большой выдумщик, склонен затевать серьезные проекты.

Миссис Одухотворенность – излучает теплый свет.

Мистер Степенность – любитель легкой иронии, уверенно держится в обществе и производит впечатление своим проникновенным и умным взглядом.

И, наконец, маэстро Любопытство – интересуется всем, что достойно его внимания, интеллектуально подкован, славится искрометным юмором, необычайно мужественен. В этом разговоре у него нет реплик, зато он – главный объект обсуждения.

Где, по-вашему, могла бы проходить встреча этих героев? Можно представить какой-нибудь небольшой уютный ресторанчик с приглушенным светом и живой музыкой, хотя нет… Пусть это будет старинное здание с прекрасным фасадом в стиле ампир. Предлагаю подняться по его высокой лестнице с фигурными перилами и прислушаться к беседе.

Миссис Одухотворенность: Мне кажется, каждый педагог должен обладать особым даром и быть Личностью, примером для подражания. Наш маэстро Любопытство, я уверена, наделен удивительным педагогическим талантом.

Мистер Находчивость: Да… Общение с таким разносторонним и увлекающимся человеком, несомненно, накладывает отпечаток на его учеников. Может быть, не явно, но в их сочинениях чувствуется преемственность самых лучших черт ЕГО музыки. Мне тоже посчастливилось поучиться в классе этого замечательного мастера.

Мистер Степенность: Я никогда не забуду, как познакомился с маэстро. Это было на втором курсе училища, он меня сильно разнес тогда, по-настоящему. Второй раз мы уже встретились на четвертом курсе. Он меня не вспомнил, но благословил на поступление в консерваторию.

Миссис Одухотворенность: А мне запомнился один случай, произошедший со мной на первом курсе консерватории. Помню, я тогда писала танцевальную сюиту для фортепиано,  и долгое время не могла сочинить менуэт. Осознав беспомощность моего положения, маэстро принял мудрое решение: мы несколько уроков играли с ним в четыре руки менуэты из симфоний Гайдна и Моцарта. «Ты сейчас впитаешь в себя дух этих сочинений, – говорил он – а потом это даст свой результат». И действительно, потом как-то раз – и все сложилось, менуэт благополучно написался. Суметь ненавязчивым образом показать ту тропинку, по которой ты пойдешь и найдешь ответ на свои вопросы, – в этом тоже талант Педагога.

Мисс Впечатлительность: А ведь у меня тоже есть история, в которой маэстро проявил творческий подход к педагогическому процессу. Это был семинар по анализу. Пресытившись под конец занятия нашими рассуждениями, он решил проверить теорию на практике. Задание – совместными усилиями сочинить в устной форме нечто сонористическое: первый придумывал начало, второй подхватывал и развивал идею и так по нарастающей. Кажется, мы допридумывались до того, что в конце туттийное звучание перебил панорамный звук поезда, уносящего вдаль «глубокие» смыслы нашего творения. В общем, позабавились все, в том числе, и маэстро, который, кстати, увлеченно принимал участие, поощряя интересные задумки некоторых авторов или осторожно критикуя то, что, по его мнению, прозвучит не убедительно или некрасиво.

Мистер Степенность: Да! Маэстро Любопытство живой в педагогике, он чужд догм, мертвых схем.

Миссис Одухотворенность: У него потрясающее чувство юмора, мы  часто смеялись на занятиях. Может быть, иногда поводы для смеха были не самые подходящие, иногда можно было и поругать за что-то, но он умел в нужный момент поддержать в шутливой форме. Да! Атмосфера на занятиях была всегда очень доброжелательная, и мне кажется, что это одна из его педагогических тайн. Я всегда шла к нему с радостью, даже если у меня не было написано ни одной ноты – я знала, что мы всегда найдем, о чем поговорить и чем заняться.

Мистер Степенность: Согласен! С ним легко было заниматься. Я, как человек, читающий сейчас курс методики преподавания композиции, могу сказать, что любой педагог должен балансировать между необходимостью критических замечаний и корректностью их высказывания, ибо материя у нас очень тонкая. Маэстро Любопытство всегда эту грань ощущает и никогда ее не переходит. Кроме того, он быстро устанавливает индивидуальный контакт с учеником и удерживает его. Понимаете, любой человек, который пишет музыку, знает, как тяжело ее потом показывать. Вот ему показывать легко, он создает такую обстановку в классе, при которой с радостью хочется поделиться своим творчеством. Авторитарен ли он? Нет, принципиален, но дает студенту свободу маневра, возможность доказать, что тот прав или убедиться в ошибочности его мнения. Это называется педагогической  точностью и профессионализмом.

Мистер Находчивость: Надо сказать, что его студенты востребованы как высокопрофессиональные музыканты. Многие стали лауреатами престижных конкурсов. Одна из главных причин таких достижений кроется в стремлении маэстро воспитать Личность, подчеркнуть индивидуальность каждого.

Мисс Одухотворенность: Вы абсолютно правы, коллега. Действительно, все его ученики разные, а не близнецы-братья. Суметь в юных композиторах разглядеть особенности – это тоже, как мне кажется, педагогический дар. Он верит в то, что даже если студент не станет композитором в будущем, то годы занятия композицией не пройдут даром, он сможет применять свой творческий потенциал в любой профессии.

Мистер Находчивость: Конечно, ведь маэстро Любопытство старается привить такие художественные константы, которые проповедует сам. Прежде всего,  это отличный вкус. Он всегда советует больше слушать, читать, общаться с интересными людьми.

Мистер Степенность: Он очень открытый, готов воспринимать даже те замыслы, эстетика и даже идеология которых ему не близки. Но маэстро не приемлет недостаточно качественно сделанную работу, вне зависимости от того, в какой системе координат с точки зрения эстетики она решена. Ну… был у меня инструментальный концерт, экспозицию которого я переписывал раз шесть, и ничего… Да, маэстро настаивает иногда на некоторых вещах, но никогда не заставляет силой сделать по-своему, а создает ситуацию, в которой ты сам осознаешь необходимость корректировок. Как это у него получается? Не знаю… Это его секрет.

Мистер Находчивость: А Вы заметили, что то, чему маэстро учит, находит отражение в его музыке? Например, ей присуща жесткая дисциплина мысли, отточенность материала, формы, яркий интересный замысел и его адекватное воплощение. Кроме мастерства пера его музыке свойственно здоровое и удивительное чувство юмора и современности, она тонко реагирует на все политические, социальные, культурные изменения. Она говорит о том, что вокруг нас.

Мисс Одухотворенность: Позволю себе тоже высказать некоторые впечатления о музыке нашего Учителя. Он не стремится удивить чем-то необыкновенным и использует стандартный набор средств, в хорошем смысле, доступный всем. Меня поражает совершенство отобранных им элементов. Какое бы стихотворение он ни взял в вокальном или хоровом творчестве, оно всегда действительно хорошо озвучено – точное попадание в образ. В инструментальной музыке то же самое, плюс там ощущается еще талант драматурга, он очень хорошо чувствует и выстраивает форму. И крупные, и камерно-инструментальные сочинения всегда меня в этом смысле удивляют. Предельная простота, ясность и невероятная глубина – вот какими бы словами я описала музыку нашего мастера.

Мистер Степенность: Он учит искать свои пути в творчестве, но всегда хочется быть достойным своего педагога. То, что делает наш Учитель, для меня эталон. Я отталкиваюсь от него и в педагогическом и в человеческом плане.

Мистер Находчивость: Маэстро очень заботливо относится к своим ученикам – как к детям, переживает их неудачи и радуется победам. У него всегда можно спросить совета – он никогда не откажет в помощи, и придти в его класс – все равно, что придти в отчий дом.

Уверена, вы догадались, о ком шла речь в представленном разговоре. Но, все же, стоит назвать имя этого мастера. В роли маэстро Любопытства – заслуженный деятель искусств России, заведующий кафедрой композиции и инструментовки, профессор, секретарь Союза композиторов РФ, председатель Нижегородской региональной организации Союза композиторов России Борис Семенович Гецелев. В этой статье запечатлен лишь один фрагмент, который мог бы стать частью юбилейного фильма, о котором говорилось в начале. Да, мисс Впечатлительность – ваша покорная слуга, миссис Одухотворенность – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Оксана Михайловна Зароднюк, мистер Степенность – кандидат искусствоведения, доцент кафедры композиции и инструментовки Денис Олегович Присяжнюк, мистер Находчивость – аспирант, преподаватель кафедры композиции и инструментовки Сергей Сергеевич Попов.

Татьяна Лукина

2 курс ФДО

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Михаил_Бурцев (13.09.2011) | Автор: Татьяна Лукина
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]