Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
- Борис Семенович, как создавалась кафедра композиции? - Хотя мы отмечаем 60-летие консерватории, должен сказать, что кафедра композиции немножечко моложе. Первый выпуск состоялся только в 1964 году. Это были Поль Двойрин, к сожалению, недавно ушедший из жизни, и Михаил Зайчиков. Затем уже началась планомерная работа и выпуск молодых специалистов. Наша кафедра неслучайно образовалась чуть позже остальных, потому что композитор – профессия сложная и довольно редкая. Ей недостаточно учат на уровне музыкальной школы и училища. - Расскажите о первых педагогах кафедры. - Одним из первых преподавал Александр Александрович Касьянов. Это был чрезвычайно колоритный человек: крупный мужчина с большой, окладистой бородой. Он развивал традиции «Могучей кучки», был знаком с Балакиревым, Ляпуновым, осуществлял прямую наследственную связь между композиторами позапрошлого века и века двадцатого. Также на кафедре работали Борис Борисович Браговидов, Владимир Владимирович Владимиров, Герман Никандрович Комраков. А вот основоположником, организатором кафедры был, безусловно, Аркадий Александрович Нестеров. - Это Ваш учитель? - Да, мой учитель по училищу и консерватории. Сейчас в нашей консерватории на 99% преподают его выпускники. Аркадий Александрович был воспитанником Московской консерватории, учился у замечательного композитора и педагога Виссариона Яковлевича Шебалина, ныне недостаточно оцененного, на мой взгляд. И, можно сказать, главное направление нашей кафедры – продолжение традиций московской школы. Аркадия Александровича пригласил другой московский профессор - Игорь Владимирович Способин, создатель теоретической кафедры. - Правда ли, что Нижний Новгород в послевоенное время был одним из центров музыкального авангарда? Какую роль в этом сыграли композиторы? - Современная музыка звучала в Горьком часто. Но сказать, что наш город был оплотом музыкального авангарда нельзя ни в коем случае, но сложилась традиция доброго, заинтересованного отношения к новой музыке. Многие известные композиторы старались, чтобы их сочинения впервые прозвучали именно в Горьком. Ежегодно (а позже раз в два года) здесь проводились пленумы Союза композиторов России, там исполнялась новая музыка нижегородцев, саратовцев, ивановцев, костромичей… На мой взгляд, «авангард» - мало продуктивный термин, потому что всё в мире относительно. Что сейчас является авангардом, через десять лет перестает быть таковым. Важно, что композиторы обязаны уметь всё. Действительно, в Нижнем Новгороде можно было услышать музыку разных направлений. Хочу напомнить, что Первая симфония Шнитке впервые прозвучала в Горьком. Это приобрело «опасный» оттенок: появились статьи и «за» и «против», в том числе статьи «варваров» местной прессы. Была статья, подписанная мифическим инженером Щёлоковым, которого не существовало; она была выражением воли Горьковского обкома партии. Когда в протест на эту публикацию мы, несколько консерваторских педагогов, написали письмо в редакцию газеты, то вскоре получили ответ, в котором выражалось сомнение: можем ли мы с такими взглядами воспитывать молодых музыкантов. Это были не очень приятные времена. - Запомнились ли Вам какие-нибудь курьезные истории из жизни педагогов или студентов кафедры? - Таких моментов случалось много, ведь педагоги в консерватории (как и вообще музыканты) - люди эмоциональные. Аркадий Александрович Нестеров, например, явно был человеком, у которого «страсти кипели». Когда он занимался со студентами, забывал про время, про то, что уже ждут другие ученики. Он мог заинтересовать своим интересом автора музыки, мог очень долго сидеть с воспитанником. При этом реагировал довольно эмоционально на его успехи, неудачи, что подчас приводило к достаточно кипучим выяснениям отношений. Помню один такой случай, когда студент начал отстаивать свою точку зрения (сразу скажу, абсолютно неубедительную), Аркадий Александрович выслушал, а потом схватил его нотную тетрадку, выкинул из класса и сказал «Больше ко мне не приходи!». Замечу в скобках, что этот человек позже окончил другой ВУЗ и сейчас является профессором одной из консерваторий. - А какой? - Не скажу. - Хорошо. Может быть, Вы поделитесь планами кафедры? - Планы у нас одни и те же. Мы должны стараться как можно успешнее осуществить те принципы, которые уже заложены в неписаном кафедральном уставе: дать студенту максимум знаний, навыков, вместе с тем не задавить его эрудицией. А вторая задача – это сформировать человека, который всегда открыт для нового, непривычного. Вообще композиторы - по начальной установке – народ эгоцентричный, что в небольшой доле вместе с тщеславием только полезно. Потому что эти качества помогают расти, а задача педагога – помочь ему. Воспитание толерантности, терпимости к иному способу мышления - не менее важная задача кафедры. Беседовал Сергей Попов | |
Просмотров: 678 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |