Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
…Я люблю весеннее небо, Молодой поэт, рано умерший друг Шостаковича, именно таким знал создателя трагических симфоний – всегда юным Флорестаном, "очарованной душой", как называли его друзья. На протяжении многих лет, да что там, - всю жизнь Дмитрий Дмитриевич оставался тем мальчиком, который смотрит на нас со своих первых фотографий – тот же хохолок, те же очки и… глаза, ясные, как "весеннее небо". Он обладал незаурядным чувством юмора и мог, как ребенок, хохотать над удачной шуткой. Но порой эта мальчишеская смешливость перерастала в едкую сатиру, а повод, к несчастью, находился очень часто. Тогда, наверное, на ясное небо его глаз набегала грозовая туча и разражалась искрами молний, а в музыке это выливалось во что-то особенное… "Дмитрий Дмитриевич сам играл и пел, а мы <…> приросли к своим стульям, совершенно ошарашенные, ошеломлённые хлынувшим на нас безудержным потоком сарказма и беспощадного злого юмора". Так Галина Вишневская пишет о первом прослушивании "Сатир" на стихи Саши Чёрного. Через несколько дней певица пришла к Шостаковичу, чтобы показать разученный цикл. - Замечательно, просто замечательно! Только вот боюсь, не разрешат к исполнению… Книга Саши Чёрного прошла цензуру и была издана в СССР, но музыка Шостаковича проявила в стихах совсем иной смысл – получалось, что разоблачали они не царизм, а Советскую власть и "её бредовую идеологию". Всё же, вечно юный хулиган, по подсказке певицы, нашёл выход, и под "Сатирами", кроме "посвящается Галине Вишневской", в скобках появилось - "Картинки прошлого". Молнии его глаз ослепляли - Шостакович был доволен и едко смеялся: "…вроде фигового листка, прикроем их срамные места…". 21 марта 2006 г на последнем концерте фестиваля, посвящённого 100-летнему юбилею композитора, "Сатиры" прозвучали снова. Людмила Рубинская, как когда-то Галина Вишневская, вместе с композитором открыто смеялась над обывательской пошлостью, над убожеством окружающей жизни. Её глаза искрились и пронзали насквозь зрительный зал. И произведение было понято – оно как бы повернулось к нам новой гранью, показало более тонкие и глубокие пласты, созвучные сегодняшнему дню. Сохранился черновик – весь в "перечеркиваниях" и поправках, с незаконченной фугой. Создавалось интересное, неоднородное по языку произведение – драматизм первой части оттенялся холодной экспрессией второй и лиризмом третьей. Первое публичное исполнение разочаровало многих музыкантов. В этот раз – на фестивальном концерте - всё было иначе – под чуткими и сильными пальцами Беллы Альтерман возник образ блокадного Ленинграда, и леденящий дух времени волной звуков хлынул в зал. | |
Просмотров: 421 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |