Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
Шостаковичу посвящается…
14 марта в большом зале консерватории состоялось открытие Международного фестиваля, посвящённого 100–летию Д.Д. Шостаковича. Редко исполняемые симфонические опусы – Второй скрипичный концерт и Десятая симфония – вновь подтвердили, что "в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим", прошлым и настоящим. Зал консерватории полон. Перед началом концерта зрители охотно говорят о своем отношении к великому композитору: - Шостакович – очень патриотичен, меня всегда поражала его Седьмая симфония. - Я сам музыкант, и это мой любимый композитор. - Мне интересна эта музыка в квартетном и в симфоническом исполнении. - Шостакович захватывает эмоциональной насыщенностью своих сочинений. - Какие ожидания связаны с исполняемой программой? - Я плохо знакома с музыкой, которая будет звучать сегодня, хочу её услышать. - Я приехал из Англии, чтобы познакомиться с Россией как родиной Шостаковича. - Мне интересен дирижер Евгений Кириллов и его восприятие музыки великого композитора. - Привлекает программа, особенно, Второй концерт в исполнении Софии Пропищан. Именно этим произведением, написанным в очень редкой для скрипичных концертов тональности cis–moll, открывался первый фестивальный день. Необычны и образы-состояния, за их кажущейся статичностью скрывается колоссальное внутреннее напряжение. Мрачные настроения первой части, отрешённый взгляд на действительность во второй, причудливая насмешка рефрена в финале - поднимают вечную тему взаимоотношения художника-творца и общества. Жанр предполагает некий спор, соревновательный диалог солиста и оркестра. Скрипка словно провоцирует на разговор флейту, кларнет, фагот, валторну. Темпераментно и с блеском исполненная Софией Пропищан партия, словно путеводная звезда, вела за собой оркестр, а сыгранность музыкантов в тембровых и оркестровых диалогах, мастерство дирижёра Евгения Кириллова позволили передать всю сложную смысловую палитру произведения. Продолжившая концерт Десятая симфония, как известно, пронизана автобиографическими мотивами. Именно здесь композитор впервые вводит свою монограмму D-Es-C-H. Это осмысление своего творческого "я" в контексте времени, размышление о пути художника и судьбах человечества, воплощенное в многоголосой оркестровой стихии. Симфонический оркестр порадовал глубоким пониманием музыки Шостаковича и хорошим исполнением. Мощь меди и ударных подкреплялась ярким звучанием деревянных духовых инструментов. После концерта музыканты поделились своими ощущениями: - Эта музыка держит в постоянном напряжении, оно не ослабевает ни на мгновение. - Сочинения Шостаковича просто пронизаны энергией, словно ощущаешь электрический заряд в кончиках пальцев - В этой музыке необыкновенно много перепадов настроения, они струятся, переливаются одно в другое, замирают и вспыхивают вновь… Концерт завершился, но образы, рожденные музыкой, не исчезли, слова, посвященные ей, не иссякли. Впрочем, вот что говорил сам композитор: "Любые слова о музыке, в итоге, менее важны, чем сама музыка… Я пишу музыку. Кто хочет слышать – услышит. В ней всё сказано…". | |
Просмотров: 380 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |