Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
На нижегородскую сцену возвращается Александр
Володин – один из лучших драматургов прошлого века. После давнишней постановки
народного артиста России Александра Палееса в ТЮЗе – «С любимыми не
расставайтесь» – в последние годы пьесы Володина не шли в нашем городе. И вот
теперь в театре «Комедiя» началась работа над спектаклем «Пять вечеров». Разве
это не удивительное событие?
Я никогда не писал ничего "социального", просто рассказывал о людях, которые дарят друг другу счастье. А. Володин
Главный герой пьесы Ильин так и не стал великим ученым-химиком, да и другой карьеры не сделал. Тамара, которая когда-то провожала его на фронт, тоже не достигла заметных высот: во время войны пришлось пойти на курсы медсестёр, потом принять на руки осиротевшего племянника, теперь она - мастер на «Красном треугольнике». Каждый из них в глубине души считает свою жизнь несостоявшейся и оттого, опасаясь снисходительной жалости со стороны тех, у кого судьба задалась, прячет свою душу за защитным панцирем из формул и понятий, означающих соответствие стандарту успеха и благополучия.
Простая, скромная, немного грустная история, рассказанная негромким голосом. А ведь именно с нее начиналась слава молодого «Современника», когда «Пять вечеров» поставил Олег Ефремов. Ошеломляющим был и успех спектакля Георгия Товстоногова в БДТ. В чем же секрет столь долгой популярности пьесы? Она была написана в 1959-м, экранизирована – тоже с огромным успехом - двадцать лет спустя, и вновь привлекла внимание режиссеров уже в начале нового века – вспомним ностальгическую постановку Г. Волчек в том же «Современнике», спектакли С. Арцибашева и В. Рыжакова и другие. Возможно, секрет именно в том, что в ней воплощены лучшие черты драматургии Володина и его желание говорить с нами о счастье – неброском, негромком, но настоящем.
Я уходящий объект, как снег в марте. Того и глядишь, растаю. Как хорошо однажды понять, что ты человек прошлого. Знакомые думают, что они знают тебя, а на самом деле они помнят тебя. А. Володин
Все, что связано с именем Александра Володина, отзывается в людях театра теплотой, нежностью и щемящим чувством утраты. Современная драматургия еще не дала подобных образцов человечности, совестливости, подлинной интеллигентности, которые делают все рассказанные им истории такими близкими, понятными, затрагивающими душу. Не случайно исполнитель главной мужской роли в будущем спектакле театра «Комедiя» Игорь Смеловский признается: - Такие роли не выпадают даже несколько раз за всю жизнь. Если говорить о Володине, его можно назвать Чеховым двадцатого века, это очень сильная драматургия. Это великое счастье для актера, когда ему поручают роль в такой пьесе. - Обычно о спектаклях пишут уже после премьеры. Но мне всегда было интересно, что происходит в творческой лаборатории актера в самом начале работы, когда только-только сделано распределение ролей, и режиссер еще не открывает своего замысла во всей полноте, и каждый участник спектакля с волнением готовится ступить на еще неизведанную дорогу. Вот почему я обратилась с вопросами к Игорю Смеловскому именно сейчас – в начале его пути к постижению пьесы и его героя. - Вы раньше играли в пьесах Володина? - Нет, раньше не играл, но я смотрел много спектаклей по его произведениям. Есть прекрасный фильм Михалкова «Пять Вечеров», где играют замечательные актеры. - Не боитесь, что постановку будут сравнивать с фильмом? - Сравнивать-то будут, наверное. Но, во-первых, у кинематографа средства выражения совсем другие, а, во-вторых, кино ведь не дает таких эмоций, таких ощущений, как театр, который связан с прямым общением, с обменом энергией. Почему люди ходят в театр? Все, что происходит на сцене, происходит здесь и сейчас, воздействуя на зрителя непосредственно и мощно. Поэтому пусть сравнивают – спектакль от этого не пострадает. - Не устарела ли пьеса? - Если в пьесе отражены подлинные чувства и отношения между людьми, она не может устареть. - Как Вы определяете для себя: о чем эта пьеса? - Если сказать о любви, значит, одновременно сказать все и…ничего не сказать. Пьеса - о взаимоотношениях двух людей, уже не молодых, которые когда-то в юности, были первой любовью друг для друга. Потом, в силу обстоятельств, он уходит на войну и не возвращается к ней. Наверное, он просто не до конца доверял ей и себе. Он не поверил в то, что она его ждет, очевидно, после войны у него был момент, когда он все переосмыслил … А я ведь должен оправдывать своего героя, должен понять, почему же он не вернулся к женщине, которая его любит? Наверное, он не хотел её разочаровывать. И вдруг, через двадцать лет, он оказывается на её улице… Захлестнули воспоминания, нахлынуло прошлое…А вдруг она все еще живет здесь? Он заходит, и хотя оба ждали этой встречи, они ощущают себя чужими, и всё начинается заново - они уже совершенно другие люди. Он ведь не вернулся еще и потому, что боялся не оправдать её надежд, он не стал, тем, кем она хотела его видеть. Он боялся, что она разлюбит его - такого. Но ведь не это – не карьера, не социальная роль - главное в жизни! К сожалению, иногда мы понимаем это слишком поздно. А героям пьесы Володина дан шанс начать все с начала. Чем это закончится – неизвестно, но хочется верить, что у них все будет хорошо. - Вам интересен герой, которого вы будете играть? - Безусловно! В хорошей пьесе персонажи - живые люди, они не просто выдуманы, они всегда интересны. - А кто будет играть главную женскую роль? - Заслуженная артистка России Марина Вязьмина. - Что Вы цените в ней, как партнер? - Мы с Мариной Геннадьевной работали вместе во многих спектаклях. Прекрасно понимаем друг друга – буквально с полуслова и с первого взгляда. Это актриса с живыми глазами и эмоциями, которые мгновенно передаются партнеру, поэтому играть с ней очень приятно и легко. - С чего начинается работа актера над ролью? - У каждого по-своему. Надо осмыслить, кто и что делает - не в физическом, а психологическом плане. Чего хотят два персонажа друг от друга, какой между ними конфликт? Конфликт есть всегда, и не обязательно, чтобы он проявлялся ссорами и агрессией. Нередко это – внутренние противоречия. Их нужно обнаружить, выявить, найти взаимодействие… Если говорить на профессиональном языке, то все начинается с действенного анализа пьесы. - Кто ставит спектакль? - У нас замечательный режиссер - Анна Трифонова, доцент ГИТИСа, она преподает в мастерской Л. Хейфеца, ставит спектакли во многих театрах. На нашей сцене она выпускала «Лисистрату» - комедию древнегреческого драматурга Аристофана. Нам очень нравится с ней работать, потому что она – тонкий режиссер, ее интересуют сложные психологические мотивы, мы подробнейшим образом анализируем пьесу и углубляемся во внутренний мир героев.
И вот уже нет рангов и кланов
и жизнь обретает другие мерки.
В размытом виде светится главное,
а второстепенное меркнет...
А. Володин
Я слушаю Игоря Олеговича и думаю, что обращение театра к такой глубокой и теплой пьесе – это добрый знак. Слишком уж много на современной сцене легковесного, сугубо развлекательного, примитивного. Наш разговор неминуемо выходит на эти проблемы, ведь они волнуют актеров точно так же, как и нас, поклонников театрального искусства. Интересно: может ли актер хорошо сыграть в плохой пьесе и провалиться в хорошей? - Как у нас говорят, хорошая пьеса - это пятьдесят процентов успеха, но, тем не менее, и хорошие пьесы очень часто проваливаются. Самый яркий пример – это провал чеховской «Чайки» в Александринском театре. - Плохие же пьесы, к сожалению, часто оказываются востребованными. Не буду называть автора комедий положений, которые сейчас ставятся буквально во всех театрах и пользуются коммерческим успехом. Юмор в них весьма условный, однако это не мешает театру ставить, а зрителю воспринимать такие пьесы. Не хочу обвинять публику. Виноват в таком положении дел театр, который вынужден сейчас зарабатывать деньги. Да, хотелось бы поставить «Гамлета» или ту же «Чайку», но все прекрасно понимают, что легче продать комедию положений. Спрос рождает предложение, это взаимный процесс. - Что еще Вас беспокоит в современном театре? - Сейчас у нас такое время: берет верх массовая культура, и пьесы поверхностные, и зритель идет, например, в театр комедии, чтобы отдохнуть и посмеяться. В этом ничего плохого нет, и даже массовая культура порой дает образцы подлинного искусства. Но для того, чтобы это произошло, нужно время. Отсеется слабое и недолговечное, останется лучшее. Но театр – это здесь и сейчас. Здесь работают живые люди с подлинными чувствами. Да, текст, который они произносят, написан драматургом. Но эмоции-то мои личные, я же их не играю, сыграть любовь нельзя - надо любить…И очень хочется, чтобы уже сегодня со сцены звучали настоящие слова, проникающие в душу, меняющие сознание. Но для этого нужна режиссура, а режиссеры ушли - они кочуют из города в город, ставят спектакли и уезжают. А в театре, лишенном подлинного художественного руководства, возникает множество творческих сложностей. Нет репертуарной концепции, нет направления, театр колеблется из стороны в сторону. Раньше были такие режиссеры, как Монастырский в Самаре, Дзекун в Саратове, у нас был Лерман - и все ходили на их спектакли, и знали эти имена, прославившие провинциальный театр. Очень хотелось бы не утратить окончательно лучших наших традиций, не разменять их на коммерческие проекты, антрепризу и тому подобное. - Что для Вас театр? - Гоголь сказал: «Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Мне хочется верить, что «Пять вечеров» в театре «Комедiя» станут заметным событием и привлекут в зрительный зал всех, кто ожидает от театра искренности, глубины, человечности. | |
Просмотров: 2056 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |