Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
С приходом первых сентябрьских дней в Нижнем Новгороде закончилась продолжительная летняя музыкальная пауза. Несмотря на то, что осень – пора меланхолии, жизнь города «зазвучала» именами, концертов которых нижегородская публика всегда ждет с нетерпением. Ярким началом нового музыкального сезона стал приезд двух братьев-пианистов. Они – любимцы музыкальных кругов города, многие профессионалы и меломаны с воодушевлением следят за их артистическим ростом, ведь их имена неразрывно связанны с Нижним Новгородом. Они – гордость Нижегородского музыкального колледжа им. Балакирева, ученики класса заслуженного работника культуры РФ Н. Фиш, выпускники Высшей школы музыки королевы Софии в Испании, вышедшие из класса известного русского пианиста Д. Башкирова. Сегодня они – прославленные музыканты, лауреаты различных всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Речь идет о Владиславе и Денисе Кожухиных. В нашем городе они дали несколько концертов: в Нижегородской консерватории им. Глинки, музыкальном колледже им. Балакирева и открыли новый концертный сезон в государственной академической филармонии им.М.Ростроповича. Несмотря на внешнее сходство и семейные музыкальные традиции во многом определяемые их отцом – Виктором Кожухиным, Владислав и Денис ярко индивидуальны. Это заметно и в выборе репертуара, и в трактовках произведений, и эмоциональной подаче исполнения. Если Денис тяготеет к более сдержанной, интеллектуальной интерпретации, не теряя при этом блеска виртуозности, то Владислав, напротив, склонен к романтически открытому, эмоционально непосредственному исполнению, что можно объяснить не только темпераментом, но вероятно, и небольшой разницей в возрасте. Владиславу – всего двадцать три, это период становления для музыканта. Денис – старше, ему двадцать семь и его «послужной список» гораздо внушительнее. Он – лауреат престижных международных форумов, в том числе конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе. Три концертные программы отчетливо проявили предпочтения пианистов: Ф. Лист, М. Равель, С. Рахманинов – излюбленные композиторы Владислава; Й.Гайдн, Ф. Шуберт, С. Прокофьев – Дениса. Нижегородская серия концертов представила пианистов в двух амплуа. В консерватории и колледже – как сольных исполнителей, в филармонии – как солистов в концертно-симфоническом репертуаре. На консерваторском, впрочем, как и на филармоническом, вечере первым на сцену вышел младший – Владислав, который ярко и смело начал свое исполнение Сонатой «По прочтении Данте» Ф.Листа. В его интерпретации все было оправдано. Владиславу с необыкновенной взрывчатостью удалось провести драматически-контрастное сопоставление образов. Грозно-нарастающее вступление, словно вихрь ворвавшаяся за ним главная партия были подчеркнуты мощными аккордами ff в низком регистре фортепиано и стремительными взлетающими пассажами. Не менее убедительно пианист воплотил и лирическую образность сонаты, наполнив ее чувственностью и нежностью. Вальс М.Равеля, сыгранный в пару к Сонате Ф.Листа, близок Владиславу по духу и романтическому азарту. В сочинении французского композитора он проявил себя и как динамичный пианист-«хореограф», остро чувствующий завораживающую пластику танца, и как тонкий лирик. Особенно ему удались фрагменты, наполненные широтой дыхания, сотканные из прозрачной фактурной «ткани». Пианист тонко чувствует красочные возможности рояля и словно окутывает произведение в кружева приближенным в оркестровым звучаниям тембров. Однако любовь к романтической музыке сыграла с Владиславом злую шутку при исполнении им на «бис» Хоральной прелюдии И.С. Баха. Стараясь наполнить композицию большей красотой, пианист отклонился от ставшей уже привычной аутентичности барочного исполнения, наделив прелюдию эмоционально-романтическими взлетами, чрезмерной динамикой и неоправданно частым ритенуто. Прелюдия звучала на непрерывной педали, что вызвало сомнение в стилистической корректности интерпретации. Манера исполнения Дениса отличается от трактовок Владислава. Если второго «затягивают» красоты романтических интонаций и возможность наглядно продемонстрировать весь технический арсенал пианиста, то старший брат во всех смыслах более сдержан. Четыре экспромта Шуберта были исполнены Денисом очень тонко и чутко. Пианист мастерски передал камерность и интимность сочинений, не наделяя миниатюры лишними артистическими эффектами. Сложнейшие пассажи были исполнены с ажурной легкостью и чистотой. При кажущейся внешней простоте трактовки, звуковая палитра была динамически детализирована, но никогда не перегружена мощным forte. Это исполнение удачно сочетало глубину чувства и вместе с тем – сдержанность и интимность высказывания. Мощнейшим контрастом должна была стать Соната №6 Ля мажор С.Прокофьева. Если в экспромтах главенствует образ меланхоличного мечтателя, то во втором сочинении все проникнуто повышенной экспрессией, жесткой, властной ритмической пульсацией, которая потрясает своим натиском и энергетикой. Однако пианист, еще пребывая в мире шубертовской камерности, исполнил опус непривычно сдержанно и, может быть, даже излишне аккуратно, чем это принято обычно. В интерпретации не всегда хватало прокофьевского азарта, смелости в передаче мощи звукового потока и того импульсивно-динамического размаха, которым пронизана вся соната С.Прокофьева. Вторая часть наиболее точно отразила характерный для нее созерцательный образ. Здесь шубертовская сдержанность была более уместна, чем в финале. На концерт пришли нижегородцы – поклонники братьев. Артистов восторженно встречала публика и вызывала на «бис». Эмоционально сложнее всех в этот вечер было главному слушателю Дениса и Влада, их первому учителю, наставнику, отцу В.Н. Кожухину. В «группу поддержки» пианистов вошли и их наставник – Н.Н.Фиш, и ректор Нижегородской консерватории Э.Б. Фертельмейстер. На следующий день Владислав и Денис открыли новый – 77 филармонический сезон произведениями двух великих русских композиторов С.Рахманинова и С.Прокофьева. «Свежий» абонемент неслучайно назван «Созвездие Нижнего Новгорода». В нем будут принимать участие талантливые исполнители, составившие славу города. В филармонии братьям Кожухиным выступать особенно приятно, для них здесь все давно стало родным. С кремлевской сценой они знакомы с детства, именно с нее, после побед в конкурсе «Новые имена», начался путь на их музыкальный Олимп. По словам самих братьев, выступать на концертных площадках Нижнего Новгорода для них удовольствие и большое волнение. Играть для тех, кто знает тебя с самого раннего возраста, наблюдает за тем, как ты растешь и развиваешься — всегда очень ответственно. Концерт открыл Владислав дебютным для себя исполнением Второго концерта Рахманинова. По словам самого пианиста: «Рахманинов особый композитор для нашей семьи, потому что папа боготворит этого великого мастера. У нас огромное количество записей, литературы о жизни и творчестве Рахманинова. Эта любовь передалась и нам. Я знаю, что у Дениса все его концерты уже есть в репертуаре. Ступенька за ступенькой, мне тоже хочется все освоить и сыграть. Для меня очень важны слова Рахманинова: «Только-то искусство полноценно, которое искренне»». Второй концерт Рахманинова поражает своей глубиной, эмоциональностью и богатством образов. Действительно, исполнение Владислава погружало в атмосферу очень искреннего, душевного переживания. Несмотря на некоторую динамическую несбалансированность фортепианной и оркестровой партий, чуть более сдержанный, чем обычно, темп первой части, дебютное публичное исполнение удалось – и передачей мощной экспрессии, и тонким русским лиризмом, и взрывным рахманиновским драматизмом. Исполнение Владислава было одухотворенным, выразительным, ответственно-продуманным. Яркость, смелость, дерзость музыкального языка Третьего концерта Прокофьева явно взбодрили публику филармонического зала. Важнейшим художественным элементом прокофьевского опуса, намеренно подчеркнутого пианистом, стал ритм со всеми его изменениями и динамичными акцентами. Д. Кожухину удалось подчеркнуть мощь духа XX столетия. Концерт Прокофьева явно был интерпретирован удачнее, чем Шестая соната предыдущего вечера. С прокофьевской токкатной стихией музыки, ее натиском и виртуозностью пианист справился блестяще. Неслучайно после концерта один из слушателей сказал: «До этого исполнения я совершенно не любил музыку Прокофьева, но мое мнение сегодня кардинально изменилось». Особого внимания на этом вечере заслуживал государственный академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии под управлением народного артиста России Александра Скульского. Оркестр поддерживал солистов, обогащал трактовку красочностью тембровых нюансов, завершая цельность художественного образа. Приезд братьев Кожухиных стал заметным событием в музыкальной жизни нашего города. Дождливая осень приобрела яркие краски, окуталась в динамичные звучания, а публика ощутила свежую, заразительную энергию исполнителей, почувствовала наступление нового концертного сезона. Старт новому филармоническому циклу был дан представителями молодого, азартного, интеллектуального, талантливого поколения «созвездия» Нижнего Новгорода. | |
Просмотров: 533 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |