В один из задумчивых туманных вечеров в Большом Зале Нижегородской консерватории состоялся необычный концерт. Необычный, потому что ощущение праздника не покидало сердце, потому что атмосфера была необычайно тёплой… Потому что это был юбилейный авторский вечер Нины Викторовны Саниной. Композиторская биография Н.В.Саниной началась в 60-е годы. Ею написаны сочинения самых разных жанров: опера Невский проспект по Гоголю, симфоническая и камерно-инструментальная музыка, вокальные циклы, музыка к спектаклю «Алладин и волшебная лампа» (в постановке Ленинградского студенческого театра кукол). Но сердце её музыки составляют произведения для камерных составов: Музыка для флейты и камерного оркестра, Соната-монолог для кларнета соло, кантата-элегия «Песня мёртвой птицы» на слова П.Антеоса и Н.Вреттакоса, два монолога на стихи И.Эренбурга, «Ave Maria» и др. Кроме того, Нина Викторовна проявляет себя на музыковедческом поприще: она защитила кандидатскую диссертацию, посвящённую творчеству венгерского композитора Пала Кадоши, сделала публикации и доклады о новой венгерской музыке. За большой вклад в изучение музыкальной культуры Венгрии Нина Викторовна в 1986 году награждена венгерским правительственным орденом. В начале концерта зрители увидели фильм о композиторе и её творчестве, такой пронзительно музыкальный, что щемит сердце. Мистический звук колокола ведёт диалог с тревожным сопрано – звучит смиренная молитва Ave Maria. Звучит как религиозное поклонение человека, потерявшего всё, кроме Веры. Концерт состоял из двух отделений, но я не заметила антракта - всё произошло на одном дыхании. Вдох – время остановилось, выдох – время двинулось дальше, зашагало прочь, унося с собой вереницу образов… То тихих и робких, то экспрессивно-надрывных, то величественно-спокойных. Но всегда эти образы реальны, осязаемы, эмоционально заострены. Это не однообразно плоская равнина, это горная цепь, где рельеф каждой вершины неповторим. Звучат «Три русские песни», каждая из которых раскрывает перед зрителями неповторимый женский образ. У всех героинь своя горькая доля, все они одинаково страдают, одинаково любят. Их полные горечи слова тяжёлым звоном отдаются в сердце. И какая-то глубоко русская струна души вдруг тоже начинает петь и плакать, и жаловаться кому-то... А вот другой образ – восточная красавица исполняет на армянском языке «Песнь о любви», и мысли переносятся туда, где долгие дни и горячие ночи, где сухой степной ветер гуляет по бескрайней земле. Как в театре актёры на сцене сменяют друг друга, и вот уже Кларнет произносит свою Сонату-монолог. Его баритональный, чуть глуховатый тембр звучит как голос несчастного человека. Кларнет предстаёт не просто инструментом, с помощью которого артист создаёт образ. Он как бы сливается с артистом в одно целое, выступает как живой музыкант. В технически сложном произведении исполнитель сумел справиться с нелёгкой задачей: его импульсивная и импровизационно-свободная игра настолько захватывает, поглощает, будто слышишь не выступление солиста на сцене, а чью-то трагическую историю жизни. Много яркой музыки звучало в тот вечер – и «Дивеевские колокола», и концертная сюита для виолончели и фортепиано, и две части из кантаты-элегии «Песня мёртвой птицы», посвященной постоянной её исполнительнице Марине Амелиной. Но настоящее бурление мыслей и чувств вызвали во мне «Два монолога» на стихи И. Эренбурга, написанные к 90-летию со дня рождения Шостаковича. Автор затрагивает здесь тему нелёгкой творческой судьбы художника, которая была близка и творчеству Шостаковича. Эта музыка идет от сердца, она прожита, прочувствована... Сколько в ней горькой иронии, гротеска. Такова была кульминация вечера. Появление Нины Викторовны на сцене, до этого скромно сидевшей в последнем ряду, вызвало бурю аплодисментов. Так зрители благодарили композитора за музыку, которая с этой минуты звучала и в их сердцах. арт-журналист I курса ФДО ННГК Ирина Корнишина |