Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
Все ждали профессора В.А. Понькина с нетерпением — каждый раз, когда открывалась дверь аудитории, где он с минуты на минуту должен был появиться, мы невольно вздрагивали. И вот в класс вошёл элегантный человек в белоснежной рубашке, классических чёрных брюках и твидовом пиджаке. Легким движением руки он скинул пиджак на спинку стула и без лишних предисловий начал работу вопросом «в лоб»: «Какой по счёту обертон валторна должна сыграть, чтобы получить первый звук из вступления?» (в увертюре к опере «Оберон» К.М. фон Вебера). Илья Горюшин, студент третьего курса, находившийся за пультом, был весьма озадачен, как и большинство присутствующих. «Восьмой», — ответил сам Владимир Александрович. Так мы и познакомились со знаменитым маэстро. Работа не останавливалась ни на секунду: профессор то «подлетал» к студенту, чтобы что-то объяснить, то дирижировал сам, то садился понаблюдать, а потом вскакивал и бежал к студенту. Он рассказывал об основах дирижерской техники, которую, как фундамент, заложила М.А. Саморукова, и, пожалуй, самая главная из них заключена в том, что в руке дирижера должна быть внутридолевая пульсация. Владимир Александрович постоянно просил концертмейстеров играть по руке, чтобы учащиеся смогли понять, что их жесты неточны. «Дирижирование — это искусство влиять», — об этом маэстро Понькин говорил неоднократно. Но нужно уважительно относиться к оркестрантам, солистам, хору, потому что только в хорошей атмосфере музыканты по-настоящему раскрываются. «Существуют два золотых правила дирижера: первое — “не мешай”, второе — “если можешь — помоги”». По рукам В.А. Понькина сразу было видно, чего он хочет от оркестрантов. Он говорил, что необходимо знать, как действует на человека тот или иной жест: «Рука опускается вниз — “спокойней, ребята”; открытая ладонь, поднимающаяся вверх — “растём, развиваемся!”». Напряжение и расслабление мышц, если оно происходит тогда, когда не должно происходить, может стать ложным сигналом для музыкантов, поэтому нужно хорошо владеть своим телом. О промахах студентов за пультом Владимир Александрович говорил много, но ни разу никого не обидел. Обстановка была непринуждённой. В.П. Понькин рассказывал много историй из жизни знаменитых дирижеров, начиная с В. Фуртвенглера, заканчивая Е. Светлановым и К. Кондрашиным, говорил и о современных дирижёрах. «Я спросил однажды концертмейстера оркестра N: “А как вы вступаете по такому ауфтакту?”, — а она мне и отвечает: “Очень просто. Пока он что-то машет, я свистну, и вступаем”». 24-го мая Владимир Александрович выступил с оркестром Нижегородской филармонии. Симфония «Манфред» П.И. Чайковского в его исполнении звучала, как завораживающая история, в которой слышны мельчайшие драматургические повороты. Понькин-педагог — строгий и добрый, Понькин перед оркестром — поток энергии, в котором необычайная чуткость и глубокая эмоциональность сливается с потоком мысли. В руках маэстро драма, сотканная из страданий, попыток забыться и смерти в прощении, раскрылась в полной мере. Объем звучания был огромен, казался вселенским. После часового звучания симфонии, апофеоза финала и бурных оваций маэстро совершенно спокойным голосом в артистической снова давал наставления студентам, пришедшим поздравить его и высказать своё восхищение: «Смотрите, сегодня было очень много непредвиденных ситуаций, самая неприятная — концертмейстер заболела... Вы должны быть готовы ко всему». После встречи с этим человеком хотелось узнавать новое, интересоваться жизнью, людьми, природой. Ведь всё, что естественно — музыкально. Владимир Александрович дал огромный заряд энергии, понимание того, что всё в этом мире возможно, главное — быть настойчивым в поставленной цели, не бояться оступиться и следовать высоким идеалам.
Валерия Бражникова | |
Просмотров: 931
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |