Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
23 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева – гениального композитора ХХ века, «восторженного певца жизни, солнца и молодости», смелого новатора, яркой неординарной личности даже в своем повседневном проявлении, человека с острым чувством юмора и одновременно тонкого лирика. Уже при жизни композитора его музыку сравнивали с солнцем, отдавая дань той ослепительной энергии, которую он буквально излучал всей своей творческой деятельностью. И сейчас имя его не забыто, свидетельством чему стало объявление 2016 года Годом Прокофьева. Творчество нашего великого соотечественника почитаемо во всем мире – юбилейную эстафету подхватили Франция, Италия, Германия, Украина, Россия. Свою лепту в памятные торжества внес и Нижний Новгород. Знаменательную дату Нижегородская государственная академическая филармония им. М. Ростроповича отмечала вместе с гостями – Дмитрием Васильевым (Омск) и Денисом Громовым (Москва). Оба музыканта – признанные исполнители сочинений композитора, участники и победители Международного конкурса им. С. Прокофьева. Не случаен выбор произведения, которое открыло музыкальный вечер, - лучезарной Первой симфонии, написанной в духе венского классицизма. Уже благодаря одному этому сочинению Прокофьев в свое время поднялся до уровня признанных гениев прошлого – Гайдна и Моцарта, став классиком ХХ века. В этом ясном, стройном, солнечном и прозрачном сочинении строгость сочетается с юношеской энергией, задором и озорством. Легкая подвижная первая часть в интерпретации Дмитрия Васильева прозвучала совершенно в духе классической симфонии. Пожалуй, именно эта – праздничная, искрящаяся, живая сторона музыки Прокофьева – особенно удалась исполнителям. Конечно, хотелось бы услышать больше уверенности и в то же время изящества в музыке второй части симфонии, выдержанной в духе старинного менуэта. Да и третья часть симфонии – написанный с таким теплым юмором Гавот – воспринималась несколько затянуто, вероятно, из-за неестественно замедленного темпа. Вот где столь значимое для искусства «чуть-чуть» сыграло свою роль! Продолжил программу Первый фортепианный концерт, созданный 20-летним Прокофьевым. По контрасту с общепринятыми вкусами романтической эпохи, тяготевшей к рафинированной утонченности, музыка концерта казалась современникам композитора слишком грубой, «футбольной». Буря критики, обрушившаяся в свое время на это замечательное произведение, сейчас вызывает лишь недоумение – «большое видится на расстоянии», а само произведение теперь в репертуаре почти каждого пианиста. Острота, задорность и юношеская полемичность музыки нашли яркое выражение в исполнении Дениса Громова. Достойна восхищения сильная воля, блестящая виртуозность пианиста, которому удалось сохранить активный динамический импульс первых тактов до самого финала. Непростое сочинение прозвучало по-юношески свежо и в то же время ясно. Игра пианиста воспринималась как яркий музыкальный поток энергии, напор, волевая активность, громадный диапазон красок, мощь и масштабность. В то же время свойственная Концерту «футбольность» не затмевала мягко-задумчивых, обаятельных лирических фрагментов. Музыканту удалось соблюсти единство, совместить столь разные образы – энергичные порывы и страницы нежной лирики, – создать динамическую гармонию, быть в исполнении цельным и органичным. «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…», – эту довольно известную сегодня саркастичную фразу повторяли в 30-е гг. театралы в адрес только что написанной музыки балета «Ромео и Джульетта». Явная историческая несправедливость, исправленная временем. Стоит ли говорить, что сегодня эта музыка – одно из любимейших произведений публики! И звучит она не только на театральных подмостках, но и – в виде сюиты – в концертных залах в исполнении симфонического оркестра. В юбилейный вечер оркестр Нижегородской филармонии под управлением Д. Васильева погрузил публику в волнующий, многоликий художественный мир прокофьевского балета. Звучание пленительных картин сюиты из балета «Ромео и Джульетта», гармоничный и обаятельно-неповторимый сплав лирики, иронии, юмора и напора очаровали публику. Были исполнены знакомые номера из балета, в том числе «Улица просыпается», «Джульетта-Девочка», «Маски», «Сцена у балкона». При всей известности музыки перед исполнителями стояла сложная задача: за столь короткое время обрисовать тончайшие психологические грани героев шекспировской-прокофьевской трагедии, уловить богатство их характеров, обозначить основной конфликт драмы – столкновение родовой вражды со светлой любовью. Но благодаря мастерству композитора и профессионализму музыкантов эта задача была успешно решена – оркестр убедительно раскрыл и охарактеризовал живые образы любимых героев. Таков он – прокофьевский мир – подобный стремительной комете, без которой немыслима Солнечная система во всем масштабе ее соразмерности, единства и согласия. Приближение кометы пугающе и волнующе. Что принесет она в повседневное течение нашей жизни – разрушение или новые яркие краски? Как комета, сверкнув на небосклоне, отдаляется, а после приближается вновь, так и музыка Прокофьева открывается перед его потомками новыми гранями, оставаясь пленительной и завораживающей страницей музыкального искусства! | |
Просмотров: 494 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |