Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
Ансамбль «Ars Mobile» не первый раз выступает на нашей сцене. Трио флейты, баяна и виолончели – единственное в своём роде, уникальное не только для России, но и для всего мира. Коллектив создан по инициативе преподавателей ННГК: лауреата 3-х международных конкурсов имени Бартока в Будапеште, композитора В. Холщевникова, лауреата международных и всероссийских конкурсов, доцента Ю. Гуревича, и заслуженного деятеля искусств России, профессора кафедры народных инструментов В. Голубничего. Коллектив стремится к приобщению широкой публики к академической музыке, благодаря аранжировке классической музыки. Мы беседуем с преподавателем ННГК Юрием Гуревичем. - Когда образовалось содружество ансамбля и композитора? - Всё началось с того, что как-то в разговоре с Владимиром Холщевниковым родилась идея: создать необычный коллектив, где каждый участник, в том числе и автор, смог бы реализовать свои самые новые творческие находки. Владимир Дмитриевич - удивительно талантливый человек, обладающий невообразимой фантазией. К тому моменту у него созрел ряд идей, которые ждали своего воплощения. - При каких обстоятельствах вы познакомились? - Знакомы мы с 1991-го года, когда я исполнил его поэму-фантазию для баяна соло, написанную в 1986-м году. Я был вторым исполнителем этого произведения в консерватории после В. Голубничего. Затем в 1996-м, уже в качестве дирижёра исполнил «Status animi» Холщевникова для виолончели, характеристического оркестра и ударных. Это - целая симфония, которая звучала более получаса. Тогда она произвела сильное впечатление: кто-то высказывался, что это не музыка, а кто-то отзывался восторженно. Следующим этапом был 1999-й год, когда была написана соната-элегия на темы из детского альбома Чайковского для 3-х струнных (скрипка, альт, виолончель), оркестра баянов и ударных. В 2004-м году в консерватории звучала вторая редакция этого сочинения. Несмотря на давнее знакомство, общение наше не было частым. Тем не менее, периодически мы с ним пересекались, беседовали о современном положении искусства, о его дальнейшем развитии. Ведь каждый композитор пытается заглянуть в будущее! И я для себя находил какие-то ответы на вопросы, стоявшие передо мной. Шесть лет тому назад родилась идея создать ансамбль, где «костяком» является баян и виолончель. Для этого состава уже создано музыки примерно на четыре сольных концерта. - А есть ли в истории исполнительства подобные ансамбли баяна и виолончели? - Если посмотреть в целом, то авторы обращались к этим инструментам уже давно. У Софии Губайдулиной есть сочинение «7 слов» для виолончели, баяна и камерного оркестра. У Сергея Беринского - «Светлая печаль» («Dolche dolore») 1991 года. В Германии довольно распространены сочинения для баяна в камерном ансамбле. Тому есть две причины. Во-первых, баян – это портативный инструмент. В немецких костёлах, где нет рояля, на помощь приходит именно баян. А во-вторых, композитор ищет неординарность, необычные тембры. А баян до сих пор остаётся для композиторов инструментом «экзотичным», и, к сожалению, не всегда воспринимаемым профессионалами-академистами. - Вероятно, это из-за его специфики. Ведь это зарубежный инструмент, пришедший к нам из Германии. - Верно, но дело всё в том, что у нас молодая баянная школа. И конечно, она уступает, скажем, клавирной школе, которой 300 лет. Более чем в 3 раза – ей нет еще и ста лет. - Вы остановились на том, как образовался ансамбль. - Мы рассматривали вопросы о становлении коллектива, обсуждали его участников, репертуар. И после, придумали название. Ведь от него многое зависит. Заголовок определяет дальнейший ход развития. ARS – искусство, - В прошлом году Вы организовали абонемент «Ars Mobile приглашает друзей». Почему он не продолжен в нынешнем сезоне? - В этом году слишком много концертов, связанных с юбилеем консерватории. А перегружать публику тоже не очень хорошо. Поэтому с В. Голубничим, профессором нашей кафедры, мы пришли к решению провести баянный фестиваль в начале марта следующего года и сделать абонемент как бы концентрированным. - Будет звучать музыка современных композиторов? - Не только. Мы планируем целый сольный концерт, посвящённый Александру Белошицкому - рано ушедшему из жизни украинскому композитору. Он хорошо известен нашим баянистам, но не широкой публике. Также планируется наш совместный концерт с профессором струнной кафедры Софией Пропищан, где мы исполним премьеры, ещё не звучавшие здесь. Будут и сольные исполнения, и дуэт баяна со скрипкой. Также мы планируем исполнение композиции Михаила Броннера «Адам и Ева» для скрипки и баяна. Из приглашаемых гостей – Игорь Жильцов, исполнитель из Москвы, который играет на необычном баяне с дифференциалом. - А что это за инструмент? - Обычный баян с мехом, разделенным перегородкой. Образуются две части: правая и левая, где каждая рука исполнителя самостоятельна. Этот инструмент очень интересен по тембру и возможностям репертуара. Пока в России, да пожалуй, и в мире, он звучит достаточно редко. Игорь Жильцов исполнит переложения популярной классики. Также выступят молодые лауреаты международных конкурсов, уже уверенно заявившие о себе: Никита Власов, Венедикт Пеунов, Александр Дударев, Михаил Никифоров. - Расскажите немного о каждом из участников ансамбля. - В первоначальном составе мы играли с Еленой Смолянской, старшим преподавателем струнной кафедры. Она - прекрасный музыкант с потрясающей интуицией, большой специалист в области старинной музыки. К сожалению, проработали вместе всего один сезон. Потребовался новый исполнитель, и Елена посоветовала свою студентку III курса Наташу Тельминову. Наталья очень быстро прогрессировала как музыкант, и сейчас она уже аспирантка. С флейтистом Алексеем Грошевым мы совершенно случайно познакомились года четыре назад. Просто стояли на улице, и он как-то привлёк меня энергией и улыбкой. Мы много общались на музыкальные и житейские темы. В то время из Ростова-на-Дону пришли ноты «Испанских картин для флейты и баяна» Анатолия Кусякова. У меня родилась идея озвучить эти ноты в стенах консерватории. В 2003-м году мы с Алексеем впервые вышли на сцену. Трактовка оказалась удачной. Когда автор услышал диск, то признался, что это - одно из лучших исполнений его сочинения. Коллектив - вещь заразительная. Было принято решение сохранить наше содружество и объединиться в трио. В прошедшем концерте участвовала пианистка, моя супруга Татьяна. Надеюсь, это не последнее наше выступление в таком составе. Для квартета с фортепиано Владимир Холщевников написал парафразы и транскрипции по лирическим пьесам Грига. Этот цикл звучит около 25 минут. Я надеюсь, что в ближайших сезонах мы его повторим. В прошлом году была премьера «Моцарт-клавира» для флейты, баяна, виолончели, клавесина, фортепиано и камерного оркестра. Дирижировал Игорь Жуков. - Как Вы оцениваете перспективы Вашего творческого союза с Владимиром Холщевниковым? - Мы постоянно укрепляем наш тандем. В нашей программе много транскрипций и парафраз музыки разных авторов. На предстоящем фестивале я впервые буду исполнять сольный цикл «Пять каприсов по фортепианным пьесам op.24 Р.Шумана» для баяна. - Шуман - один из моих любимых композиторов. Думаю, эта фортепианная музыка после аранжировки будет звучать, скажем так, несколько необычно. - Специфика фортепианной литературы в том, что её очень трудно адаптировать для баяна. Летом этого года я обратился к Холщевникову с просьбой поместить небольшие фортепианные пьесы Шумана в такую звуковую среду, чтобы не возникал вопрос их исполнения на чужеродном инструменте. Композитор глубоко понял мою идею, и осуществил её буквально за две недели. Впервые в баянной литературе появилось сочинения романтического плана. Надеюсь, что такой эксперимент окажется удачным! Анастасия Ишкирейкина, арт-журналист I курса ФДО | |
Просмотров: 641 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |