Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
Меломаны,
посещающие культурные центры Калуги хорошо знают солистку Дома музыки Елену
Шумаеву. Её лирико-драматическое сопрано и, кажется, врожденное умение держаться на сцене в специальной рекламе не нуждаются. Но речь
пойдёт не о музыкальных вкусах калужан, а о самой певице - Елене Васильевне Шумаевой. К
сожалению, материалы о ее концертах и творческих проектах редко можно увидеть
на страницах местных газет, а ее саму – на экране телевизора, "нетусовочный”
она человек. Но именно такие люди, как Елена Шумаева, нужны нашему обществу. Их
скромность, такт и при этом опыт, знания, ощущение традиций, на которых они
воспитаны – дорогого стоят. Певица притягивает к себе не только высоким
профессионализмом, но и личным обаянием. Есть у неё то, чему нельзя научиться –
широта души.
«Елена Прекрасная», «BELLA» - какие только эпитеты не услышишь за кулисами в адрес певицы от поклонников и коллег, когда в антракте отправляешься с микрофоном и камерой искать очередного интервьюера - участника вечерней программы в Доме музыки. Если в концерте есть номер Елены Васильевны, то интересная беседа обязательно состоится. Иногда ловишь себя на мысли, как хорошо, что кроме таланта певческого у неё есть дар слова, отзывчивость и тонкое восприятие собеседника. Встретив на своём пути, понимаешь, что с таким человеком, и «в разведку», и в библиотеку, и даже там, где совсем не знают и не очень привечают классическую музыку, скучно не будет. Е. Шумаева родилась в Тарусе – маленьком калужском районном городке над Окой. Тогда, в 70-е годы ХХ века, он был, скорее, местом культурной ссылки многих известных художников, музыкантов и поэтов. При всей незавидности городского статуса, никто из ссыльных против Тарусы никогда не протестовал. Она в силах заворожить и покорить величием красот природы. Ради справедливости заметим, что Таруса всегда как магнитом притягивала многих людей культуры: Константина Паустовского, Марину Цветаеву, Андрея Тарковского, Андрея Вознесенского и многих других. Два лета, почти отшельниками, в Тарусе жили Святослав Рихтер и Нина Дорлиак. Понятно, что при такой насыщенности культурной жизни в небольшом городке маленькой девочке захотеть творить самой. Играть на свирели, рисовать, а может, декламировать стихи? Елена стала петь. Она пела с детства, как сама рассказывает: в саду, школе, дома на речке, в лесу, в огороде. Особенно нравились ария Розины из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини и каватина Керубино из моцартовской «Свадьбы Фигаро». "Когда их транслировали по радио, я на минутку, если оставалась одна, представляла что, это пою я. И как все девочки. «манерничая» у зеркала, ощущала себя великолепной дамой на сцене "Гранд-опера” в пышном платье. У бабушки был оренбургский пуховый козий платок, и он моментально превращался в длинный хитон. Подвязывала я его своими школьными лентами, а мои любимые куклы на отражавшемся сзади шифоньере были первыми слушателями. Вот тебе и пророческие игры! Говорят, что в детстве мы играем в то, чем хотим заниматься в будущем. Это потом, в музыкальной школе, я узнала, что Керубино - это паж, мальчик (смеется.). А я то, глупая, думала, что женщина! Расхаживала в своём пышном наряде у зеркала и распевала: «Бледнею, таю я день ото дня. Чего желаю я - не знаю я…», - это было самое любимое место в каватине. А желала-то чего? Петь, да и только! Кстати, даже профессионально занявшись пением, каватину Керубино я так и не спела. Хотя очень люблю музыку Моцарта. Видимо, душевный потенциал не тот…(закатывает глаза и по-испански делает экспрессивный жест рукой, как в танце фламенко). Музыкальное образование Е. Шумаева получила на вокальном отделении Тульского музыкального училища имени А.С.Даргомыжского. А в 2004 году с отличием закончила Петрозаводской государственной консерватории им. А. Глазунова по специальности сольное пение. На мой вопрос, почему она выбрала Тульское, а не Калужское музыкальное училище говорит - всё просто: «Калуга, хоть и ближе, но вокалистов хороших у нас нет, нет традиции, а мне хотелось попробовать себя именно в сольном пении. Да и выделяюсь я по тембру в хоре. Сольное пение - это большая ответственность. Но я люблю трудные задачи. Мне это только силы придаёт. Новые грани, оттенки, поиск «совершенной» связи слова и музыки в произведении - вот что для меня интересно на сцене. Возвращаясь к моим «университетам», скажу, что в Калужском музыкальном училище им С. И. Танеева я всё же побывала, в качестве педагога, даже заведующей вокальным отделением была 2 года. Начала воспитывать, выхаживать, растить молодёжь. Как говорят психологи, неталантливых детей не бывает. Даже на конкурсы готовились. Сейчас слежу за их творческой судьбой, переписываюсь в Интернете. Никогда не привязываюсь к обстоятельствам, стараюсь смело идти вперёд и экспериментировать.» Кстати, одна из уникальных вокально-поэтических программ, в которую вошли циклы М. Минкова «Плач Гитары» на стихи Ф. Г. Лорки, «Семь испанских песен» Мануэля де Фальи, а также «Сатиры» Д.Шостаковича на стихи Саши Чёрного (на репетиции которой мы как-то встретились с Е.Шумаевой), возникла из переписки в социальной сети «Контакт». В начале 2011 года драматический актёр А.Галиев (он учился у Елены Васильевны в калужском музыкальном училище, а затем и в Петрозаводской консерватории на несколько лет позже неё) в частном разговоре вспомнил про музыкально-поэтические этюды на тему французской поэзии средневековья. Их ставили в Петрозаводске актёры театра «Творческая мастерская». Александр читал там переводы. Поделился с учителем, спросил совета, и Елена Васильевна решительно убедила его попробовать ещё и испанскую лирику. А затем, приехать и показать новую программу калужской публике. - Хотелось, чтобы это были не переводы, полновесная декламация стихов, пусть да же и в русском варианте. Это я о Лорке. Ну, а Саша Чёрный - это сам Бог велел! Год назад Александр приезжал на юбилей своего педагога по классу флейты Алины Зориной, и мы в качестве подарка делали три сатиры из цикла Д. Шостаковича: «Критику», «Недоразумение» и «Крейцерову сонату». Саша дублирует Сашу (смеется), ну а мы с моим концертмейстером Викторией Тантлевской, уж дополняем, как можем эту яркую картину. Два последних месяца шла работа в сети. Доучивали материал, добавили «Пробуждение весны» и «Потомков», выстроили драматургию концерта. Испанскую тему мы представляем в 1-м отделении, а Д. Шостакович «царит» во втором. Оказывается, 1000 км не препятствие для единомышленников. Всё можно выразить словом, но репетиции необходимы». Если говорить о певческом репертуаре Е. Шумаевой, то это внушительный список произведений. Зарубежная, русская и современная музыка, народные песни, романсы, песни советских лет, барочные арии и оперные шедевры. Певица проявила себя прекрасный ансамблист. И в сотрудничестве с камерным оркестром, хором и органисткой Дома музыки Викторией Тантлевской. Только за последний год она дала около десятка концертов. Вместе с камерным оркестром и хором Калуги под управлением дирижёра А. Левина в январе 2011 года исполняла одну из солирующих партий в духовной кантате "Stabat Mater" Дж. Перголези на сцене калужского Дома музыки. Затем были летние авторские концерты «Романсиада» на стихи А. Пушкина. В экспозициях калужского областного художественного музея, посвященных юбилею усадьбы Билибиных-Чистоклетовых, в сентябре 2011 года Елена Васильевна вместе с пианисткой Натальей Постовой подарила меломанам незабываемый вечер оперной и камерной вокальной музыки. Звучали произведения Дж. Беллини, Дж. Пуччини, М. Глинки и С. Танеева. И всё же, выступая на лучших площадках города, в интерьерах усадеб и музеев её, тревожит давняя греза. Перед глазами живо представляется зеркало и поющая тарусская девочка у зеркала в бабушкином пуховом платке, подвязанном школьными лентами. Калужская вокалистка Елена мечтает спеть в настоящей опере. И вновь, и вновь загораются глаза певицы, на концертах и репетициях, уроках со студентами, и в моменты общения с коллегами и поклонниками её таланта. Чувствуя свои корни, открыто и просто смотрит в глаза публике неподготовленной, той, что, чувствует сердцем. О таких встречах стоит рассказать особо. В мае прошлого года, когда Елену Васильевну пригласили принять участие в очередном благотворительном концерте (он устраивался для жителей посёлка Дугна Ферзиковского района Калужской области), вокалистка откликнулась сразу. Да ещё помогла с формированием концертных номеров и коллективами. Себе оставила несколько романсов П. Булахова и А. Гурилёва. На вопрос, почему даже при исполнении незатейливых мелодий, вдали от больших концертных площадок в её глазах стоят слёзы, говорит: «Я по-другому не могу. Каждый выход, будь то на филармоническую или клубную, или школьную сцену, как здесь, обязывает». В ее произношении, интонациях – есть что-то неуловимо знакомое, подлинное, родное, что не спутаешь ни с чем. Это ощущение удваивается точно выверенным стилем, «взвешенным» словом и филигранной техникой исполнения в любом произведении. Есть оно и в обыденной речи певицы. То, что дарит спокойствие, мир, во что хочется верить. Елена Шумаева без остатка дарит себя людям. И в любом произведении она верна оригиналу, когда-то принадлежавшему, только двоим: поэту и композитору. | |
Просмотров: 994 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |