Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
14 сентября в Малом зале консерватории состоялся концерт аспиранта и преподавателя, неоднократного лауреата международных конкурсов Венедикта Пеунова. Концерт прошёл в преддверии поездки на очередной престижный конкурс в Италии. Как рассказал нам сам Венедикт Владимирович, он примет участие сразу в двух творческих соревнованиях "Citta di Castelfidardo" и "Citta di Lanciano". Будучи ещё студентом консерватории Венедикт Пеунов уже становился их лауреатом.
С одной стороны – солист, с другой – участник ансамбля. «Эта двойственность соло-ансамбль всегда идёт со мной по жизни и это даже хорошо…», - говорит Венедикт. Выступлению предшествовала кропотливая повседневная работа под руководством лауреата международных конкурсов, профессора Ю.Е. Гуревича. Представленная на суд зрителей программа отвечает требованиям "Citta di Castelfidardo" и "Citta di Lanciano". Концерт открылся Аллемандой и Жигой из Французской сюиты Ми мажор И.С.Баха. «Не нужно отталкиваться от того, как это звучит на фортепиано, - отмечает Венедикт, - у баяна совершенно иная техника, приёмы и особенности звучания». Отменное чувство стиля, мера в темповых градациях, лёгкость и виртуозность в пассажной технике, а также строгость, сдержанность характеризуют исполнение музыканта. Наряду с переложениями для баяна, в концерте звучали и оригинальные сочинения для этого инструмента. Одно из них «Вспышка» норвежского композитора Анри Норхайма. Произведение сонористическое, рождает в воображении то угасающие, то ярко вспыхивающие краски, загорающиеся и гаснущие огни, а то и вовсе нечто фантастическое — далёкие космические вспышки, отблески светящихся комет… Приёмы современного письма (кластеры, глиссандирующие пассажи, четвертитоновые и сонорные созвучия и т.д) создают для баяниста не малые сложности, как для исполнения, так и для восприятия музыки. Однако в игре Пеунова чувствовалась ясность мысли, драматургия исполнения, чёткое разграничение на составляющие элементы. Привлекает в этом произведении – игра красками, созвучиями, светом. «Золотой серединой» концерта стало исполнение одного из самых виртуозных произведений русской фортепианной литературы – Восточной фантазии «Исламей» М.А. Балакирева в собственной баянной транскрипции исполнителя. Фантазия прозвучала необычно и оригинально, я бы даже сказал, красочнее, чем в фортепианном исполнении. Это неспроста, ведь ядро пьесы – народная основа (восточные, осетинские танцы) — более ярко проявляет себя именно в тембровом звучании баяна. Исполнение ярко темпераментное; виртуозные элементы, присутствующие в оригинале, в транскрипции звучали так же блестяще, а репетиции в басах на баяне — ещё более «народно», напоминая остинатные органные пункты, волыночные наигрыши. Ясно были слышны и тембры других народных инструментов, например «духовых». Далее прозвучали произведения современных ростовских композиторов. «Призрак» Александра Летунова – ярко образное произведение. В этом исполнении проявилась вся виртуозная техника Пеунова. С чрезвычайной наглядностью ему удалось воспроизвести устрашающий, мятущийся образ призрака. Быстрый темп, сложная ритмика, безостановочное движение шестнадцатых секстолей – со всеми техническими сложностями данного сочинения баянист справился блестяще. Соната №6 Анатолия Кусякова «Витражи и клети собора апостола Павла в Мюнстере» пронизана торжественностью, значительностью. Сложными средствами современного музыкального языка композитор изображает грандиозный архитектурный ансамбль собора, в котором проявляется ярко выраженное смешение романского и готического архитектурных стилей. Венедикт рассказал о том, что слышал от первого исполнителя сонаты Ю. Шишкина легенду: «В Средневековье несколько семей решили жить отдельной общиной, не по церковным канонам, а по своим законам. Церкви это не понравилось, их всех схватили и посадили в клети на посмешище всему народу». Ярко показан в пьесе контраст голубых сверкающих витражей собора (их изображают звуки высокого регистра) и чёрных мрачных клетей, находящихся рядом со зданием (звуки низкого регистра). В то же время постоянная устремлённость от низкого регистра к высокому символизирует один из главных принципов архитектуры готического стиля – устремлённость вверх, ввысь. Кульминацией этого замечательного музыкального вечера стало исполнение Концерта В. Зубицкого для баяна и фортепиано «Посвящение А. Пьяццоле» в 3х частях. Партиию фортепиано исполнила студентка 4 курса Екатерина Князькова. Через все части этого сочинения проходит известнейшая тема Libertango, а также мелодические обороты из «Танго Забвения». Как говорит сам исполнитель, «произведение построено на сложных ритмах, необычных способах исполнения — всевозможных «стуках» по инструменту, кластерах и т.п... Преобладает экспрессивная манера исполнения, в третьей части исполнитель даже поёт с оркестром». Но, по мнению В. Пеунова, концерт прост по музыкальному языку, поэтому и получил широкое распространение и любовь как у исполнителей, так и у слушателей. Здесь в полной мере раскрылся талант Венедикта как талантливого музыканта и артиста. Сыгранность ансамбля (фортепиано и баяна), чрезвычайная экспрессия, яркость, виртуозность, артистичность исполнения подарили слушателям огромный заряд энергии, который буквально «хлынул» со сцены при первых же звуках Концерта В. Зубицкого. Яркость и неординарность личности Венедикта Пеунова в полной мере проявилась на концерте. P.S. Венедикт Пеунов вновь стал победителем "Citta di Castelfidardo" и "Citta di Lanciano" в Италии. Поздравляем и желаем дальнейших достижений и блестящих творческих побед! | |
Просмотров: 1042 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |