Суббота, 28.12.2024, 23:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Штрихи к портрету

Баяна звуки…

14 сентября в Малом зале консерватории состоялся концерт аспиранта и преподавателя, неоднократного лауреата международных конкурсов Венедикта Пеунова.

Концерт прошёл в преддверии поездки на очередной престижный конкурс в Италии. Как рассказал нам сам Венедикт Владимирович, он примет участие сразу в двух творческих соревнованиях "Citta di Castelfidardo" и "Citta di Lanciano". Будучи ещё студентом консерватории Венедикт Пеунов  уже становился их лауреатом.

Личность баяниста – чрезвычайно творческая и активная, он также является солистом и аранжировщиком ансамбля «Style Qvartet». Его оригинальные и «свежие» обработки выполнены в так называемом жанре  Crossover, предполагающем гармоничное сочетание элементов разных стилей музыки.

С одной стороны – солист, с другой – участник ансамбля. «Эта двойственность соло-ансамбль всегда идёт со мной по жизни и это даже хорошо…», - говорит Венедикт. Выступлению предшествовала кропотливая повседневная работа под руководством лауреата международных конкурсов, профессора  Ю.Е. Гуревича. Представленная на суд зрителей программа отвечает требованиям "Citta di Castelfidardo" и "Citta di Lanciano".

Концерт открылся Аллемандой и Жигой из Французской сюиты Ми мажор И.С.Баха. «Не нужно отталкиваться от того, как это звучит на фортепиано, - отмечает Венедикт, - у баяна совершенно иная техника, приёмы и особенности звучания».  Отменное чувство стиля, мера в темповых градациях, лёгкость и виртуозность в пассажной технике, а также строгость, сдержанность характеризуют исполнение музыканта.

Наряду с переложениями для баяна, в концерте звучали и оригинальные сочинения для этого инструмента. Одно из них «Вспышка» норвежского композитора Анри Норхайма. Произведение сонористическое, рождает в воображении то угасающие, то ярко вспыхивающие краски, загорающиеся и гаснущие огни, а то и вовсе нечто фантастическое — далёкие космические вспышки, отблески светящихся комет… Приёмы современного письма (кластеры, глиссандирующие пассажи, четвертитоновые и сонорные созвучия и т.д) создают для баяниста не малые сложности, как для исполнения, так и для восприятия музыки. Однако в игре Пеунова чувствовалась ясность мысли, драматургия исполнения, чёткое разграничение на составляющие элементы.  Привлекает в этом произведении – игра красками, созвучиями, светом.

«Золотой серединой» концерта стало исполнение одного из самых виртуозных произведений русской фортепианной литературы – Восточной фантазии «Исламей» М.А. Балакирева в собственной баянной транскрипции исполнителя. Фантазия прозвучала необычно и оригинально, я бы даже сказал, красочнее, чем в фортепианном исполнении. Это неспроста, ведь ядро пьесы – народная основа (восточные, осетинские танцы) —  более ярко проявляет себя именно в тембровом звучании баяна. Исполнение ярко темпераментное; виртуозные элементы, присутствующие в оригинале, в транскрипции звучали так же блестяще, а репетиции в басах на баяне — ещё более «народно», напоминая остинатные органные пункты, волыночные наигрыши. Ясно были слышны и тембры других народных инструментов, например «духовых».

Далее прозвучали произведения современных ростовских композиторов. «Призрак» Александра Летунова – ярко образное произведение. В этом исполнении проявилась вся виртуозная техника Пеунова. С чрезвычайной наглядностью ему удалось воспроизвести устрашающий, мятущийся образ призрака. Быстрый темп, сложная ритмика, безостановочное движение шестнадцатых секстолей – со всеми техническими сложностями данного сочинения баянист справился блестяще.

Соната №6 Анатолия Кусякова «Витражи и клети собора апостола Павла в Мюнстере» пронизана торжественностью, значительностью. Сложными средствами современного музыкального языка композитор изображает грандиозный архитектурный ансамбль собора, в котором проявляется ярко выраженное смешение романского и готического архитектурных стилей. Венедикт рассказал о том, что слышал от первого исполнителя сонаты Ю. Шишкина легенду: «В Средневековье несколько семей решили жить отдельной общиной, не по церковным канонам, а по своим законам. Церкви это не понравилось, их всех схватили и посадили в клети на посмешище всему народу». Ярко показан в пьесе контраст голубых сверкающих витражей собора (их изображают звуки высокого регистра) и чёрных мрачных клетей, находящихся рядом со зданием (звуки низкого регистра). В то же время постоянная устремлённость от низкого регистра к высокому символизирует один из главных принципов архитектуры готического стиля – устремлённость вверх, ввысь.

Кульминацией этого замечательного музыкального вечера стало исполнение Концерта  В. Зубицкого для баяна и фортепиано «Посвящение А. Пьяццоле» в 3х частях. Партиию фортепиано исполнила студентка 4 курса Екатерина Князькова. Через все части этого сочинения проходит известнейшая тема Libertango, а также мелодические обороты из «Танго Забвения». Как говорит сам исполнитель, «произведение построено на сложных ритмах, необычных способах исполнения — всевозможных «стуках» по инструменту, кластерах и т.п... Преобладает экспрессивная манера исполнения, в третьей части исполнитель даже поёт с оркестром». Но, по мнению В. Пеунова, концерт прост по музыкальному языку, поэтому и получил широкое  распространение и любовь как у исполнителей, так и у слушателей. Здесь в полной мере раскрылся талант Венедикта как талантливого музыканта и артиста. Сыгранность ансамбля (фортепиано и баяна), чрезвычайная экспрессия, яркость, виртуозность, артистичность исполнения подарили слушателям  огромный заряд энергии, который буквально «хлынул» со сцены при первых же звуках Концерта В. Зубицкого.

Яркость и неординарность личности Венедикта Пеунова в полной мере проявилась на концерте.

P.S. Венедикт Пеунов вновь стал победителем "Citta di Castelfidardo" и "Citta di Lanciano" в Италии. Поздравляем и желаем дальнейших достижений и блестящих творческих побед!

Категория: Штрихи к портрету | Добавил: Admin (15.11.2012) | Автор: Иван Яшенков
Просмотров: 1042 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]