Каталог статей
Главная » Статьи » Штрихи к портрету |
Александр Дмитриевич Улыбышев (1794-1858) — известный музыкально-общественный деятель, публицист, драматург, один из первых русских музыкальных критиков, переводчик, редактор, автор первого в мировой литературе исследования о Моцарте. Живое, образное владение словом и необычный и оригинальный подход к описанию музыкальных, театральных и литературных явлений сделали имя А.Д. Улыбышева широко известным не только в России, но и в Европе. Идея проведения фестиваля им. Улыбышева, принадлежащая В.В. Алексееву профессору ННГК им. Глинки, обсуждалась в консерватории многие годы. И только в 2014 году в честь 220-летия Александра Дмитриевича Улыбышева проведение фестиваля «Улыбышевские ассамблеи» реализовалось. Привлечь внимание и детально исследовать жизнь и творчество А.Д. Улыбышева — главная цель фестиваля. Это уникальная возможность поближе познакомиться с творчеством критика — вернуться к истокам своим.
Вопрос ребром Фестиваль начался с научно-практической конференции «А.Д. Улыбышев: взаимодействия русской и европейских культур. Вопросы музыкознания, культурологии и филологии». Все участники конференции с большим увлечением и воодушевлением говорили об А.Д. Улыбышеве. Были освещены разные стороны его жизни и творчества. О том, что «биография А.Д. Улыбышева нуждается в доработке и детальном исследовании» говорила кандидат филологических наук, ННГУ им. Лобачесвкого В.Ю. Белоногова. По ее мнению, имя А.Д. Улыбышева забыто именно по причине недостатка информации о нём. Профессор кафедры народных инструментов ННГК им. Глинки В.И. Голубничий, размышляя о монографии А. Улыбышева «Новая биография Моцарта», обратил внимание на то, что сейчас никто не пишет монографии с таким глубоким анализом исследования: «Улыбышев написал 22 главы о жизни Моцарта и об эволюции его стиля». В докладе «Дети и внуки» профессор кафедры специального фортепиано ННКГ им. Глинки В.С. Колесников рассказывал о родных и внебрачных детях А. Улыбышева, о его внуках, которые и сейчас хранят память о нем.
Лирическое отступление
Перенестись в эпоху XIX века, когда повсеместно было распространено домашнее музицирование, почувствовать атмосферу того времени помогли студенты консерватории, которые устроили концерт вокальной музыки. Звучали романсы А.Е. Варламова, М.И. Глинки, А.Н. Верстовского, П.И. Чайковского, русские народные песни, арии из «Дон Жуана» и дуэт Папагено и Папагены из «Волшебной флейты» В.А. Моцарта. Кроме того, В.Ю. Белоногова представила книгу А.Д. Улыбышева «Вздыхатель без денег». Эта чудная пьеса была написана в Нижнем Новгороде, жители которого и стали прототипами главных героев. Валерия Юрьевна говорила о том, что Улыбышев, прекрасно зная все тонкости театра и умело владея словом, создал искрометную и легкую пьесу. Но даже в роли литератора он мыслил, как критик, а не как писатель. В завершении дня в Большом зале консерватории прошел концерт студентов, аспирантов и совсем еще юных исполнителей. Неожиданное появление самого виновника торжества — Александра Дмитриевича Улыбышева, роль которого исполнил А.В. Мюрисеп, привело публику в искренний восторг! Такое сходство! Он сидел в первом ряду, бурно аплодировал и кричал «браво», а ещё рассуждал о жизни, о любви к Моцарту, о знакомстве с Шубертом. Звучала музыка: В. Моцарта, Й. Гайдна, Д. Россини, Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта, А. Даргомыжского и М. Глинки. Концерт получился очень живым и ощущение, что А.Д. Улыбышев действительно присутствовал в зале не покидало до конца вечера.
Красота родных просторов.
В историческом музее Богородского района вниманию гостей была представлена выставка, посвященная А.Д. Улыбышеву и его жизни в Лукино. Заведующая хранилищем музея Марина Алексеевна Смирнова говорила о нем не только как о замечательном литераторе, общественном деятеле и критике, но ещё и как о помещике, с которым его крестьянам явно повезло. По сохранившимся воспоминаниям, он был очень добрым и заботливым барином. Интересно, что в Лукино А.Д. Улыбышев, будучи в курсе научных открытий в области химии, применял у себя в имении новые удобрения. Среди экспонатов музея есть скрипка, на которой он играл, и гипсовая копия его бюста. Следом свои двери перед гостями фестиваля распахнула Богородская музыкальная школа им. Улыбышева, которая, сохраняя традиции и продолжая начинания своего знаменитого соотечественника, уже несколько лет проводит Всероссийский фортепианный и вокальный конкурс им. Улыбышева, цель которого — открытие и поддержка молодых одаренных музыкантов. Педагоги и учащиеся школы, среди которых оказалась и нижегородская пианистка, выпускница и педагог консерватории Ольга Щербатова, подготовили большой концерт. В зале царила атмосфера торжества и праздника.
«Вздыхатель без денег». Фестиваль не мог пройти мимо театральной ипостаси А.Д. Улыбышева. Как известно, он был прекрасным драматургом, но, к сожалению, пьес его сохранилось не много. «Драматические произведения его всегда имели жизненно-обличительно-бытовую подкладку, казня глупость, взяточничество и другие дурные стороны современного общества; — говорил исследователь А.С. Гациский — действующими лицами у него являются более или менее сильные мира нижегородского сороковых и пятидесятых годов: Александр Дмитриевич никогда не мог примириться с окружавшей его в Нижнем средой, которую и "пробирал" в своих драматических произведениях». Благодаря студентам НГТУ им. Евстигнеева и их художественному руководителю А.В. Мюрисепу гостям фестиваля представилась возможность познакомиться с постановкой пьесы «Вздыхатель без денег». А.В. Мюрисеп признался: «Улыбышев мне не чужой человек, поскольку однажды довелось сыграть его». Действие спектакля происходит в провинциальном губернском городе Ашарове. Евстафий Алексеевич Облизкин (тот самый вздыхатель без денег), влюблен в примадонну Ашаровского театра — Амалию Карловну Пичужкину и всем сердцем жаждет получить ее снисхождения. Однако бывший столичный лев князь Федор Андреич Фиглярин впутывает его в авантюрную историю, которая оборачивается для главного героя крахом всех надежд. Художник по сценографии Э.Е. Котова создала скромные декорации и неброские костюмы, которые деликатно и со вкусом воссоздавали атмосферу середины XIX века. Остроумные куплеты на стихи К.А. Шатилова и музыку М.Н. Крылова гармонично вписались в драматургию спектакля. Благодаря использованию фрагментов из произведений В.А. Моцарта и М.И. Глинки (намек на музыкальные предпочтения А.Д. Улыбышева) зрители невольно попали в эпоху автора. Словно стерлись границы времени, и все происходило здесь и сейчас… Как оказалось, молодые актеры в этот вечер впервые вышли на сцену и сразу премьера! Ребята играли с большим азартом, что позволяло держать внимание зрителя на протяжении всего спектакля. Искренний смех в зрительном зале — высшая оценка актерам, ведь, как известно, заставить зрителя смеяться — не простая задача.
Но «Ассамблеи» ещё не закончились. В последний день пройдет фестивальная программа для детей в ДШИ № 9, и финальным аккордом в консерватории прозвучит концерт, в котором примут участие студенты и преподаватели ННГК им. Глинки, а также хор ННГУ им. Лобачесвкого. Фестиваль «Улыбышевские ассамблеи» осуществил свои главные задачи, каждый из участников фестиваля смог открыть для себя новые стороны творчества и жизни А.Д. Улыбышева. И хочется надеятся, что теперь имя А.Д. Улыбышева непременно свяжется с праздником музыки и театра. Надежда Оськина | |
Просмотров: 2200
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |