Каталог статей
| Главная » Статьи » Opus |
Парадоксальный жанр – опера. Приходишь в театр и с удивлением наблюдаешь, как смертельно больная героиня бойцовским голосом распевает свою последнюю арию, как герои в диалоге бесконечно повторяют одинаковые фразы… Эти неестественные всплески рук, вздохи, гримасы в попытке выразить страдание, любовь и ненависть... Впрочем, все это относится к так называемым "оперным штампам". Но, вместе с тем, опера – это один из самых удивительных жанров: может ли какое-либо музыкальное произведение соперничать с оперой по количеству прекраснейшей музыки, рисующей человеческие чувства.Спор об опере в каждую эпоху возникал с новой силой. Этот жанр то исчезает, то оживает. Классические оперы и сейчас находят своих почитателей, а как обстоит дело с оперой современной: обращаются ли к этому жанру современные композиторы, готова ли публика к восприятию новых произведений? Недавно в Нижнем Новгороде появились афиши с названием оперы"Театральный разъезд" и интригующим эпиграфом – "…Стать артистом, или никогда не пойду в театр". Оперу написала студентка пятого курса консерватории Ольга Шайдуллина по мотивам произведений Гоголя, а поставил ее режиссер Владимир Агабабов. В спектакле были задействованы студенты первого курса вокального отделения консерватории и оркестр "Солисты Нижнего Новгорода" (дирижер – Евгений Кирилов). Опера была написана на для конкурса, объявленного Мариинским театром и Академией молодого певца. Ольга Шайдуллина оказалась в числе десяти молодых композиторов, приглашенных для участия в конкурсе, и получила диплом. - Оля, четыре месяца – очень короткий срок для написания оперы, как тебе это удалось? – Действительно, было очень сложно, так как прежде чем писать музыку, я очень долго обдумываю все детали. Чтобы успеть к сроку, я установила себе режим: каждый день в одиннадцать утра и в восемь часов вечера принималась за работу. Я старалась придерживаться этого графика независимо от того, где бы я ни находилась. И это привело к тому, что всегда в эти часы возникало желание писать. Дело в том, что вдохновение, которое снисходит на тебя вдруг – это миф. Вдохновение можно пробудить постоянной работой. - Ольга, насколько Гоголь оказался тебе близок? - Раньше я думала, что Гоголь – это не мой автор, но, как ни странно, когда я приступила к конкурсной работе, то поняла, что его театральность, яркость образов, противоречивость жизненных ситуаций, сарказм и ирония соответствуют моему внутреннему мироощущению. - Мне показалось, что в твоей опере есть черты театра абсурда. - Да, и я это сделала сознательно. Я даже думаю, что если бы Гоголь жил в наше время, то в его сочинениях тоже проявились бы качества, присущие театру абсурда. Тем более, что он описывает абсурдные ситуации, просто не выводит их как художественный прием. -Как проявляется эстетика абсурда в твоем произведении? -- Например, абсурдна ситуация в финале, в кульминации оперы, когда соединяются два плана, две группы персонажей – театральные актеры и зрители. Они собираются вместе, но, на самом деле, разъединены – они не понимают и даже не слышат друг друга. Публика не понимает предназначения искусства, актеры не осознают своего предназначения. Зрители поют: "Зря потратили время!", артисты испуганно жмутся в уголке. В этом и заключается абсурд: единственное, что объединяет героев – невозможность понять друг друга. - А случалось ли так, что во время репетиций непонятыми оказывались твои требования? - Главное, что не возникало противоречий между музыкой, режиссерской концепцией и трактовкой дирижера. Музыка сама диктовала и актерам, и музыкантам, что нужно делать. - Ольга, ты считаешь оперу перспективным жанром? -Этот жанр не утратил актуальности, но я считаю, что он должен эволюционировать в другие формы. Наше время требует ускорения темпов, умения увлечь публику. В своей опере я тоже стараюсь показать контраст между оперными канонами восприятия и динамичными, действенными фрагментами. Статичные оперные арии - не самые зрелищные места в произведении, хотя и самые красивые с музыкальной точки зрения. Поэтому, чтобы их понять, зритель должен быть подготовленным. Конечно, можно было бы подвергнуть критике сочинение начинающего композитора, но, наблюдая, с каким азартом молодые актеры исполняют оперу Ольги Шайдуллиной, как энергетика, заложенная в музыке, передается музыкантам, артистам и зрителям, начинаешь понимать, что опера как жанр себя не изжила. И, если в оперном театре, каждый спектакль будет исполнятся столь же заразительно - будь то классическая, романтическая или современная опера, то ни один из зрителей не скажет: "Зря потратил время!" Екатерина Волкова | |
| Просмотров: 444 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Всего комментариев: 0 | |
Парадоксальный жанр – опера. Приходишь в театр и с удивлением наблюдаешь, как смертельно больная героиня бойцовским голосом распевает свою последнюю арию, как герои в диалоге бесконечно повторяют одинаковые фразы… Эти неестественные всплески рук, вздохи, гримасы в попытке выразить страдание, любовь и ненависть... Впрочем, все это относится к так называемым "оперным штампам". Но, вместе с тем, опера – это один из самых удивительных жанров: может ли какое-либо музыкальное произведение соперничать с оперой по количеству прекраснейшей музыки, рисующей человеческие чувства.