Каталог статей
Главная » Статьи » Opus |
В Малом зале Нижегородской консерватории 9 февраля прошел вечер современной музыки. Молодой композитор Николай Попов и международная команда видеохудожников из Италии, Сербии и России представили мультимедийный проект «Биомеханика». Огромный интерес у публики вызвала сама идея проекта — преобразование биологических импульсов в механические. Что же ожидало слушателей на этом концерте? Без всякого объявления в зале полностью погас свет. Внезапность происходящего слегка шокировала слушателей. На белом экране высветились слова «Н. Попов «Песня Ульдры» для флейты, баяна, скрипки, виолончели, электроники и видео». Затем появилась необычная фигура, которая переливалась всеми возможными цветами. Ее сопровождала причудливая и угловатая музыка. Ульдра — персонаж скандинавской мифологии, красивая девушка, живущая в горах, которая заманивает путников и убивает их. «Когда я изучал эти истории, то наткнулся буквально на следующие слова: "Песни Ульдры — звуки, которые часто слышатся в горах. Они звучат тихо и печально". Этот образ звуков в горах и стал отправной точкой для создания моей композиции», — рассказал Николай Попов. Совсем иная, более абстрактная картина в произведении «Martellato». Перед нами предстаёт некая пульсирующая материя, которая очень чутко реагирует на окружающие изменения и поэтому находится в постоянном движении. Невольно возникает параллель с ранимым и импульсивным героем. Как говорится: «чужая душа — потемки», но не для современных художников. На экране показан таинственный мир героя — черное солнце, два серых лица, ощущение полной безысходности и пустоты — который в конце все-таки озаряется светом... Другое сочинение «Nibiru20/13» — попытка взглянуть на наш мир из космоса и осознать, что он может разрушиться в один момент. «Nibiru — таинственная планета, которая по различным предсказаниям должна уничтожить Землю», — пояснил Николай Попов. В этом произведении сквозь космическую и загадочную игру звуков, словно маячок, пробивается сигнал «SOS», быть может, от других рас, которые рассказывают трагическую историю своих планет и спешат предупредить нас. Идеальное слияние музыки и видеоряда не могло не вызвать вопрос: а что создавалось первым — звук или изображение? И как удавалось прийти к единому художественному решению? «Лично для меня работа с видеохудожником — невероятный процесс. Во-первых, необходимо понимать друг друга буквально с полуслова. Во-вторых, очень важна общность взглядов. На мой взгляд, контакт с представителями других творческих профессий очень важен для композитора. Это возможность узнать что-то новое, как в эстетическом, так и в технологическом отношении», — пояснил Николай Попов. Казалось, что музыка и видеоряд не могут существовать раздельно. Они были совершенно равноправны и служили созданию единого образа. Реализация подобного сложного проекта стала возможна благодаря мастерству нижегородских музыкантов: Венедикта Пеунова (баян), Марии Мартыновой (флейта) и струнного квартета "Cantando", которые являются постоянными участниками российских и международных фестивалей современной музыки. Виртуозно, эмоционально и удивительно слаженно эти исполнители представили музыкальную часть проекта «Биомеханика». Но был ли контакт со слушателем? Как известно, современная музыка сложна для восприятия, идея сочинения для неподготовленной публики, подчас остаётся непонятой. И помочь здесь может некая аннотация, авторское послание. К сожалению, в этот вечер большая часть слушателей уходила из зала с ощущением растерянности и недоумения. Почему организаторы не позаботились о публике? Так и осталось вопросом без ответа… Надежда Оськина
| |
Просмотров: 514 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |