Каталог статей
Главная » Статьи » Opus |
25 января в консерватории состоялся концерт американской органистки Бренды Лич. Нечасто на нижего-родских афишах можно встретить имена амери-канских музыкантов, тем более органистов. Известно, что российская (и, как следствие, нижегородская) органная школа во многом опирается на немецкую традицию, да и современные тенденции развития органного исполнительства в нашем городе связаны прежде всего с Германией: об этом говорят и поездки на мастер-классы, и постконсерваторкое образование некоторых наших органистов (эти связи заложила еще Галина Ивановна Козлова – основатель горьковской органной школы). Поэтому концерт Бренды Лич, представительницы совсем иной – американской органной школы, вызывал не только эстетический, но и познавательный интерес. Можно ли вообще говорить об американской органной школе, есть ли таковая? Ведь, как известно, классические музыкальные традиции в Америке приживались с большим трудом. Джаз, первая самостоятельная форма музыкального искусства в США, появилась лишь в конце XIX века. Безусловно, Бренда Лич не является «чистым продуктом» американской школы: она училась и в Париже, и в Санкт-Петербурге (как дирижер). В современном космополитичном мире, пожалуй, уже невозможно быть представителем своей национальной культуры и при этом оставаться глухим к другим национальным традициям. И поскольку базовое образование Бренда Лич получила в США, а в данный момент возглавляет как художественный руководитель и дирижер Бостонский камерный оркестр, считаю, что она в полной мере является представителем американской исполнительской культуры. Итак, вернемся в концертный зал – что нового и необычного услышали мы на концерте американской органистки? Прежде всего, стоит отметить программу концерта. Прозвучало большое количество малоизвестных у нас произведений таких композиторов как Э.Ховланд, Р.Ноубл, П.Дэмбис и др. Художественные достоинства некоторых сочинений, в частности Р.Ноубла, вызвали некоторые сомнения, но, тем не менее, было интересно познакомится с музыкой, дотоле в нашем зале не звучавшей. Да и принцип построения программы концерта также не был традиционен. Мы привыкли к логической выстроенности программы (чаще по принципу хронологии), в концерте же Бренды Лич сложно было усмотреть какую-либо закономерность. С исполнительской точки зрения, не совсем удачно по форме были выстроены и отдельные сочинения (Фантазия Баха Соль мажор, Токката Э.Ховланда). Тем не менее, с просветительской задачей Бренда Лич справилась – нижегородская публика услышала много нового. Многих слушателей озадачил некоторый формализм и сухость подачи материала – думаю, что это можно объяснить акустическими условиями нашего зала, которые могли оказаться непривычными для американской органистки. Как известно, акустика в церквях и соборах (где, в основном, и выступает Бренда) существенно отличается от акустики концертного зала. Итак, знакомство и американской органисткой состоялось. Думаю, каждый слушатель, пришедший в тот вечер на концерт, составил свое мнение об игре Бренды Лич. А для консерватории в целом этот опыт межнационального общения, безусловно, очень важен и необходим. Необходим, в частности, для того, чтобы удержать передовые позиции в органном исполнительстве. арт-журналист I курса ФДО ННГК Мария Агарина | |
Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |