Каталог статей
Главная » Статьи » Музыка плюс... |
Тихий вечер в провинциальном маленьком Воткинске… В большие окна музея–усадьбы Чайковского заглядывает мягкий закат, касаясь последними лучами дня старинного рояля. Это первый рояль тогда еще маленького Петра Чайковского. Именно с него началась Большая Музыка… Но после отъезда семьи Чайковских рояль замолчал. Надолго замолчал. И многие думали, что уже навеки. Усадьба стала музеем, а рояль - его экспонатом. Чтобы инструмент снова зазвучал, требовалась серьезная реставрация, средств на которую не было. Но в 2005 году все изменилось. На 2006 год был запланирован Первый Международный Конкурс юных музыкантов «Родина Чайковского». И стало известно, что рояль будет реставрироваться. Но кем и на какие средства? Оказывается, американский меценат Дэвид Майерз (владелец казино в Нью-Йорке!) выделил для реставрации 3 миллиона долларов. Видимо, меценатство в сфере искусства еще живо! Но… может, вместе с реставрацией, рояль утратил что-то особенное, «настоящее», что ли? Все возникшие вопросы я решила задать самому фортепианному мастеру. Сергей Гоголев - член Ассоциации фортепианных мастеров России и Европейского союза фортепианных мастеров (Europiano). Начал свою мастеровую деятельность, как настройщик-любитель, после дирижерского хорового отделения музыкального училища дирижерского хорового отделения 1991 году. Первое образование, как мастер, получил осенью 1991 года. Учился у известного профессора – акустика Порвенкова Валерия Григорьевича. Ежегодно выезжает для обмена опытом в Германию, Бельгию для встречи с мировыми производителями Bechstein, Bluthner, Petrof (на выставке в г. Франкфурт).
-Реставрация рояля Чайковского – это Ваша первая работа подобного рода? - Я занимался ремонтом и реставрацией пианино и роялей различного уровня сложности. В частности, в Республиканском Доме Радио восстановил после пожара два немецких рояля фабрик Bluthner и Forster.
- Откуда «родом» рояль Чайковского и сколько ему лет? - Ему уже более 150 лет, изготовлен он в Петербурге совместно с Германией.
- Скажите, пожалуйста, насколько сильно реставрация изменила инструмент? - Рояль требовал серьезной работы. В нем все – куда ни посмотри, было сломано, искорежено, ножки покосились, внутри также многое было неладно – пришлось коснуться каждой детали.
- Значит прежней осталась лишь внешняя оболочка? - Не совсем так. Произошла замена струн, молотков, причем использовали материалы немецкого производства. Основа рояля сохранена, а это – не только корпус.
- Как изменилось звучание? - Звук рояля не пострадал и не изменился. Можно было улучшить звучание – заменить опору струн, и он стал бы более яркий, качественный. Но я не стал этого делать, ведь тогда действительно, это будет звук уже не рояля Чайковского, а просто современного инструмента. В нынешних роялях струны лежат на металлических порожках, которые подставляются под струны, а там опора - деревянная. Металлическая струна теряет свое звучание на дереве. Звук остался таким же деревянно-глуховатым, каким и был изначально. Вообще рояль имеет клавесинное «прошлое», струны у него располагаются – прямо, то есть в корпус клавесина была вмонтирована молоточковая механика.
- Кто ещё кроме Вас участвовал в реставрации инструмента? - С нами работал мастер из Екатеринбурга Виталий Иванович Баталов и его подмастерья.
- Сколько длилась реставрация? - Сама реставрация - около трёх месяцев, но подготовка заняла более полугода. Работа была окончена 26 августа 2007 года – перед началом 1 Международного конкурса юных скрипачей «Родина Чайковского», который состоялся в начале ноября.
…Рояль словно очнулся от долгого сна. Теперь он снова звучит, и звучит по-прежнему – мне кажется, для рояля Чайковского это самое главное. Теперь музыканты, приезжающие на родину Петра Ильича, могут прикоснуться к клавишам этого рояля. Здесь часто выступают вокалисты, скрипачи, а вот пианисты намного реже – берегут инструмент. Как говорят работники музея, «наш инструмент не любит бравурной музыки»!
Екатерина Кузнецова | |
Просмотров: 415 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |