Воскресенье, 29.12.2024, 00:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Музыка плюс...

Сталкеры нашего времени

"Настоящий сталкер - это не профессия. Это в каком-то смысле призвание".

Почему? Сталкер не мыслит своей жизни без Зоны – не то подарка, не то проклятия, оставленного нам инопланетным разумом. "Это свалившиеся с неба ответы на вопросы, которые мы еще не умеем задать".

Что толкает человека рисковать своей жизнью ради непонятных и неизученных вещей? Это не материальная выгода. Хотя человек, ставший сталкером, не может жить, считая деньги, ведь за каждую диковину из Зоны платят прилично. Это не только слепой азарт в борьбе за жизнь и превосходство, возможность сразиться с неизведанным. Опасность подстерегает сталкера не только на территории Зоны, но и за ее пределами: со сталкерами борются власти.

 Но стоит герою выйти на свободу, его снова что-то манит идти в пасть смерти, ощутить ее дыхание совсем рядом и… суметь вернуться.

"С Зоной ведь так: с хабаром вернулся - чудо, живой вернулся - удача, патрульная пуля мимо - везенье, а все остальное - судьба..."

Но сталкер не может полагаться на судьбу. Опыт, реакция и знание устройства Зоны являются решающими в его жизни. Каждый следующий поход может оказаться последним. "Ведь мы просто ничего не понимаем, а они [ученые] по крайней мере, понимают, до какой степени ничего не понимают".

Тогда может - неосознанная надежда на чудо? Ведь существует мифический Золотой шар, который может исполнить любое заветное желание, при условии, что оно исходит от самой души…

"Человек может обойтись без всего. Но надежда у него должна быть всегда".

И тогда человеческая жизнь обесценивается: Сталкер сам начинает верить, что он машина, действующая в жестких условиях лишь за себя. А человек в таком случае – лишь "говорящая отмычка".

"Вот и еще одного я вытащил, - подумал Рэдрик. - Который же это будет? Пятый? Шестой? … Я не человека вытащил, я миноискатель свой вытащил. … Отмычку. А там, на горячем месте, я об этом и думать не думал. … и мысли даже не было, чтобы бросить, хотя про все забыл, и про отмычку забыл, и про Мартышку забыл..."

 Но независимо от обстоятельств, есть только одна жизнь, которую хочет прожить сталкер, и она неотделима от Зоны. Золотой шар – лишь легенда, но когда приходит время, сталкер все-таки оказывается не машиной, а человеком, вопреки всему. Сталкер осознает свою двойственную природу – только за себя с одной стороны, но угнетенный совестью от осознания неправильности многих поступков с другой. Измученный противоречием чувств, в самый последний момент он понимает, что есть только один путь: "…сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать".

А это значит, что остается единственное желание, способное искупить все плохое, совершенное когда-то:

"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"

Но что представляет собой Зона на самом деле?

Это подарок, чтобы человечество смогло изучить и понять чужую организацию жизни, и таким образом подготовиться к встрече?

Или это способ уничтожения – медленно и незаметно вещи, добытые из Зоны, проявляют губительное действие?

А может: "Представьте себе: лес, проселок, лужайка. С проселка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фото - и киноаппараты... Разжигается костер, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. … На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, перегоревшие лампочки, кто-то обронил разводной ключ. От протекторов осталась грязь, налипшая на каком-то неведомом болоте... следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, пустые бутылки, чей-то носовой платок, чей-то перочинный нож, старые, драные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян..." Всего лишь пикник на обочине…

Но важно ли понять что такое Зона на самом деле? В повести Стругацких высказаны все, даже самые пессимистичные предположения. Меня больше задела другая фраза, словно мельком высказанная авторами: "Не было бы Посещения - было бы что-нибудь другое". Пусть эта история всего лишь фантастическое повествование, но стоит задуматься, есть ли Зоны и сталкеры в современной жизни? Может, стоит присмотреться повнимательней?..

Наверное, сталкеры существуют. А мы – музыканты, разве не сталкеры в своей профессии? Ведь что такое музыка, если не особая "зона", давно изучаемая, но до сих пор мало кому понятная. Она действительно дана нам свыше – в виде "не то подарка, не то проклятия". Кто лучше всех разбирается в ее закономерностях? – лишь сталкеры-музыканты. Для этого необходимы особые знания, умения. Особый склад ума. Каждый, кто хотел бы проникнуть в "зону-музыку", стать свидетелем ее чудес, должен непременно найти себе проводника, умело разбирающегося в ее тонкостях и нюансах. Иначе, в музыке можно заблудиться, попасть в многочисленные ловушки. А наградой в конце тяжелого пути музыканта также является "Золотой шар" – возможность дарить счастье каждому, чтобы никто не ушел обиженным…

Музыкант не может жить без музыки, как сталкер не может жить без зоны. И не имеет значения, что материальная выгода в такой сфере почти условна, что многие окружающие не понимают нас, что опасности и разочарования могут подстерегать на пути к заветной цели… Что-то тянет слушать и исполнять музыку, дарить, рассказывать о ее чудесах людям…

Александра Ширяева

Категория: Музыка плюс... | Добавил: Ксения_Новикова (11.12.2006) | Автор: Александра Ширяева
Просмотров: 366 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]