Каталог статей
Главная » Статьи » Музыка плюс... |
Каждый из нас когда-нибудь после просмотра того или иного фильма задавался вопросом: «Что хотел сказать этой картиной режиссер?». Все чаще встречаются хорошо сделанные работы, скрывающие под ярким «макияжем» пустоту, а то и откровенное насилие и жестокость. И все больше людей восклицающих: «Ах, как подробно показана «расчлененка» в том эпизоде!» или «Маньяк так изысканно мучает своих жертв – загляденье!». В итоге мы имеем жестокость ради жестокости, что, безусловно, заставляет задуматься всякого здравомыслящего человека. 27 февраля в киноцентре «Рекорд» состоялся праздник лунатиков и любителей мюзикла. С 22 часов до 5 утра продолжалась ночь кофе, сигаретного дыма и огромных экранов, которые переносили нас во времени и пространстве, от сладеньких песенок 80-х в «Бриолине» до кровавых танцев «Суини Тодда» 2009 года. Концепцию сего действа можно условно разделить на три части. Первая часть посвящена жанру классического мюзикла, к нему отнесли «Мэкки-нож», «Призрак оперы» и «Чикаго». Их представляли в Большом зале с мягкими удобными креслами. Вторая часть адресовалась тинэйджерам, это - «Бриолин-1», «Бриолин-2» и «Лак для волос». Они демонстрировались в небольшом зале с жесткими стульями и неугомонными, переговаривающимися обитателями этой действительности. Ну, а третья часть обращалась к темной стороне человеческой души – «Труп невесты», «Капризное облако» и «Суини Тодд, кровавый брадобрей с Флит-Стрит». Эти мюзиклы можно было увидеть в крохотном уютном зальчике с деревянным настилом и большим количеством подушек для любителей смотреть лежа. Сама идея ночи мюзиклов не могла никого оставить равнодушным. Организаторам удалось главное – привлечь молодежь. Преобладала творческая и непринужденная атмосфера общения как друг с другом, так и с искусством кинематографа. Разделение на залы помогло зрителям выбрать то, что им ближе к сердцу. Создало комфорт и свободное перемещение по территории киноцентра - в любой момент можно было зайти в другой зал и попасть в совсем иную реальность. Однако, приглашая молодежь, не нужно, на мой взгляд, поступаться культурой, этикетом и чистотой. Все-таки это - киноцентр, а не рок-бар. Хотя удушливый сигаретный смог Также остается не совсем понятным, по какому принципу отбирались мюзиклы, и можно ли все работы отнести к этому жанру. В пресс-релизе было сказано о том, что будут демонстрироваться «лучшие мюзиклы мирового кинематографа». Но тогда напрашивается вопрос, что считать лучшими мюзиклами? Ведь вместо «Призрака оперы» Ллойда Уэббера нам показали примитивный «ужастик», снятый в конце 80-х, да еще и в одном зале с качественной картиной «Мэкки-нож». А рядом со стильной работой «Труп невесты» демонстрируется «Капризное облако». Почему в этот показ не вошли такие нашумевшие и талантливые картины, как «Волосы», «Кошки» или «Оливер Твист»? Жаль, что не нашлось места в этой программе и для русских мюзиклов. Большинство фильмов, которые были показаны – жестокие, поверхностные и с довольно сомнительной нравственной стороной. Кто главный герой в «Суини Тоде»? Убийца. Кто главная героиня в «Чикаго»? Убийца. Про «Призрак оперы» и говорить не приходится, там открыто, во всей «красе» представляются сцены жестоких убийств – то рабочий театра со снятой кожей, то сваренная в супе голова певицы, то подробности изуродованного лица призрака. «Молитесь за тех, кто душу свою бессмертную отдал Сатане... ибо каждый из них обречен переживать свою проклятую жизнь бесконечно... до скончания времен», - эпиграф к фильму. Эта картина была снята американским режиссером Дуайтом Эйч. Литтлом, в 1989 году по одноименному роману Гастона Леру. В главной роли - король «ужастиков» - талантливый Роберт Инглунд, артист с классическим актерским образованием, намертво прикрепленный к своему культовому персонажу - Фредди Крюгеру, - должен был привлечь к фильму внимание. Рекламный слоган фильма гласил: «Он был Фредди, теперь он - Призрак Оперы. Новый кошмар!» Возникает главный вопрос: зачем все это нужно? На какую аудиторию рассчитан этот фильм? Для поклонников фильмов ужасов все это уж очень наивно, а любители качественного кинематографа не воспримут картину из-за отсутствия идеи, крайне поверхностного прочтения первоисточника и невыразительности художественного стиля. При этом в фильме использована хорошая, действительно, красивая музыка Миши Сигала, но и она не спасает эту версию «Призрака оперы». Есть, правда, и романтические эпизоды, например, сцена с Кристин в подземелье призрака. Мрачное пространство в освещении сотен свечей, вокруг старинные картины, орган и - музыка, музыка, музыка… Но эти эпизоды буквально тонут в море насилия. «Мэкки-нож» - один из немногих мюзиклов, показанных в эту ночь, оставивших положительное впечатление. Это стильная, яркая картина Менахема Голана, вышедшая в 1990 году. Она имела ряд предшественников, но это не помешало ей занять свое место в киноискусстве. Фильм является совместной работой кинематографистов США, Нидерландов и Венгрии. Песня о главном герое стала неотъемлемой частью репертуара Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, превратившись в джазовый стандарт. «Мэкки-нож» сделан по мотивам музыкальной комедии начала ХХ века Курта Вайля и Бертольта Брехта «Трехгрошовая опера». Действие происходит в среде деклассированных городских низов - воров, проституток и бедняков. В центре сюжета - противостояние бандита Мэкки по прозвищу Нож и его тестя Джонатана Пичема, предводителя лондонских нищих. Странный, хотя и вполне логичный финал этого фильма вызывает ироническую усмешку. Главный разбойник получает не только жизнь и свободу вместо казни, но и богатство. Что ж тут сказать? Все вполне «справедливо». В главных ролях снялись Рауль Хулиа, Ричард Харрис, Джулия Мигенес, Роджер Долтри, Джули Уолтерс, Билл Найи. Особенно хотелось бы сказать о Джулии Мигенес в роли Дженни. Ее лирическое сопрано отличается чувственностью и богатством тембральных красок. Она – королева ночи, царства земного. Дженни - красива, горда и бесконечно несчастна. Особенно выразительны с ее участием сцены в борделе - пенные черные кружева, великолепные перья, объемные прически, стройные ножки, выглядывающие из неприличных разрезов объемных юбок. В «Чикаго» юбки сведены к минимуму. Здесь жизнь мчится, как непрерывное красочное шоу. Зачем нам нужны добродетель, истина и Бог, когда есть слава, деньги и секс? Первое впечатление от «Чикаго» - испуг. Когда Рене Зелльвегер вдруг начинает петь голосом Кристины Орбакайте, возникает ощущение страшной безвкусицы, что, безусловно, портит все впечатление от фильма. Во время просмотра дублированного «Чикаго» люди выходили из зала, а некоторые просто закрывали уши, когда на экране появлялся мутант в виде Ричарда Гира и Филиппа Киркорова в одном лице. Оценить оригинальные голоса на этом показе не представилось возможным. Есть что-то общее между фильмами «Мэкки- нож» и «Чикаго» - итог злоключений главных героев. И В зале для тинэйджеров обошлось без жестокостей. В «Бриолин» и «Лак для волос» мышьяк не добавляли. Охватив всю «Ночь мюзиклов» даже поверхностным взглядом, мы увидим, что работы были представлены очень разнородные, более того, едва ли многие из них соответствуют жанру мюзикла, не говоря уже об их довольно сомнительном качестве. Какие все-таки цели ставили перед собой организаторы – коммерческие или просветительские? Если второе, тогда почему были отобраны именно эти фильмы, ведь цельного представления о том, что такое мюзикл из этого показа мы не почерпнули. А если задуматься, что же такое мюзикл и каковы лучшие представители этого жанра в кинематографе? Показательно, что в классическом мюзикле, как правило, сюжетной основой служат выдающиеся произведения классической и современной литературы. Первоисточниками мюзиклов становятся сочинения У. Шекспира, М. Сервантеса, Ф. Вольтера, Ч. Диккенса, Б. Шоу, Ф. Мольнара, Т.М. Плавта, С. Шолом-Алейхема, Ю. О`Нила, а также современных американских писателей - Т. Капоте, Т. Уайлдера, Э. Райса, М. Андерсона и др. Лучшие либретто блещут остротой диалогов, отличаются интересной проблематикой, яркими уникальными характерами, высокохудожественными текстами песенных номеров. Не менее важна для мюзикла и музыкальная составляющая. Известно, что о композиторах и драматургах этого жанра принято говорить, как о равных партнерах. В мюзикле доминирует песенная форма, часто встречаются сцены солиста с хором. Хореография предстает важнейшим элементом в системе выразительных средств мюзикла наряду с пением, а все музыкальные номера, как правило, решаются также и пластически. А поскольку мюзиклам свойственна насыщенность действием, то и реплики, и хореографические па, и вокальные номера, все должно служить развитию сюжета и работать на идею произведения. Каким же должен быть актер мюзикла? Он должен быть универсален. Он должен хорошо танцевать, петь и играть не хуже драматического артиста. Что же мы видим в работах, представленных в «Рекорде»? Выходит «Ночь мюзиклов» была ночью не совсем мюзиклов и уж совсем не «лучших» представителей этого жанра. На улицах Нижнего Новгорода полусонный март приоткрыл глаза, но голова оставалась тяжелой от сигаретного дыма и множества неразрешенных вопросов. О чем эти фильмы? Что хотели сказать создатели большинства из них? Что они несут, кроме, в лучшем случае, хороших песен и неплохого исполнения оных? Что останется в душе каждого из нас после просмотра этих работ? Хотелось бы верить, что это только начало, и в дальнейшем появятся более содержательные «ночи мюзиклов», а публика сможет воспринять это с благодарностью. Якименко Нина | |
Просмотров: 504 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |