Суббота, 28.12.2024, 23:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Музыка плюс...

Музыка в поэзии Кокто
Волшебным словом, преображающим мир, была для Жана Кокто «поэзия». Она – для него не просто форма литературного сочинения, а своё видение мира. Известно, что Кокто, не дожидаясь пока его бумаг дотронется чужая рука, сам написал план собственного собрания сочинений и обозначил различные виды творчества. Это «поэзия романа», «критическая поэзия», «поэзия театра», «поэзия кино». Многое в его произведениях автобиографично и, в то же время, автор очень точно рисует время и бесконечное одиночество поэта в мире грубой и, порой, жестокой реальности.

Прочитывая его странные и завораживающие литературные произведения, замечаешь, что автор не упомянул в своём плане «поэзию музыки». Связь с этим видом искусства в его творчестве несомненна, мы знаем, что Кокто был одним из идеологов и единомышленников «Французской шестёрки».


Мийо и Оннегер, Пуленк, Тайфер, Орик,

Вы стебли тонкие единого букета.

Я корни вам соплёл, но солнечного света

Свободно и легко любой из вас достиг.


Да, каждый в небо шлёт иные фейерверки,

Да, правит звук на радуге иной,

Но вдруг окажется на истинной проверке,

Что ваших вольных нот я сторож был ночной…


Пятерых из «группы шести» Кокто обозначил, а неназванный 6-й композитор – Эрик Сати мог бы озвучить его поэзию.


Я вечно без гроша, для всех слыву богатым;

Душа моя нежна, для всех она черства.

Мой дом стоит как цирк – под вычурным плакатом,

И ветру не сорвать прилипшие слова.


Здесь слышится музыка Э. Сати к балету «Парад», написанная по сценарию Кокто. В этом сочинении соединяются музыка цирка и балагана, ритмы эстрадных танцев и шумовые эффекты - стук пишущей машинки, гудки и трещотки, создающие картину современного города. Сати, как известно, пользовался в этом кружке большой популярностью, вместе с Кокто не следовал моде, а создавал её. Оба художника испытывали пренебрежение к деньгам и безразлично относились к критике.


Тема парада продолжается в другом стихотворении. 

Как тяжело вращать злащёного музея тугое колесо

Его прогнивших спиц и легче и яснее искусство Пикассо.


Кстати, именно декорации П.Пикассо украсили премьеру балета «Парад». Новый синтез искусств представлен здесь в параде различных направлений: кубизма, сюрреализма, футуризма, неопримитивизма, мюзик-хольной эстетики и конструктивизма.


Наследники мои узрят в моём движенье

Пружин и рычагов тугие сопряженья…

Но те же, что теперь столпились вдоль дороги…

Навязывают мне любезный им маршрут…


В этом отрывке из Кокто угадывается «певец локомотивов» – Артур Оннегер с его «Пасификом 231». Композитор наслаждается музыкой движущегося поезда, а поэт любуется самим механизмом локомотива. Наша фантазия дорисует скрип тормозов, шипенье выбивающегося пара, стук колёс, ярко воплощённые в симфонической пьесе.


Мы должны поспешить: больше времени нет

Ни для тучных пиров, ни для хлеба с водою…


Поэзия Кокто земная, в ней отразилась музыка повседневности, пульс современности, «лишённый туманов и облаков». Дух свободолюбия, бунтарский заряд, стремление к вольности объединяет творчество Жана Кокто с эстетикой «Шестёрки».


Внезапно я запел не то, что всем по нраву –

В том нет моей вины:

Мне трудно для стихов искать оправу,

Во всём они вольны…


Поэзия Кокто настолько же музыкальна, насколько музыка «Группы 6-ти» пронизана его поэзией. Часто можно услышать, что язык музыки устарел, что поэзия устарела, что в пейзажах уже нет ничего нового. История запоминает только радикальное, экспериментаторское, именно такими качествами, мне кажется, обладает творчество Жана Кокто и его современников. Один из критиков сказал: «Кокто поймут, скорее всего, только в 2000году». Станет ли эта фраза пророческой - зависит от нас.

Категория: Музыка плюс... | Добавил: Admin (26.04.2006) | Автор: Надежда Крюкова
Просмотров: 411 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]