Каталог статей
Главная » Статьи » Музыка плюс... |
Волшебным словом, преображающим мир, была для Жана Кокто «поэзия». Она – для него не просто форма литературного сочинения, а своё видение мира. Известно, что Кокто, не дожидаясь пока его бумаг дотронется чужая рука, сам написал план собственного собрания сочинений и обозначил различные виды творчества. Это «поэзия романа», «критическая поэзия», «поэзия театра», «поэзия кино». Многое в его произведениях автобиографично и, в то же время, автор очень точно рисует время и бесконечное одиночество поэта в мире грубой и, порой, жестокой реальности. Прочитывая его странные и завораживающие литературные произведения, замечаешь, что автор не упомянул в своём плане «поэзию музыки». Связь с этим видом искусства в его творчестве несомненна, мы знаем, что Кокто был одним из идеологов и единомышленников «Французской шестёрки». Мийо и Оннегер, Пуленк, Тайфер, Орик, Вы стебли тонкие единого букета. Я корни вам соплёл, но солнечного света Свободно и легко любой из вас достиг. Да, каждый в небо шлёт иные фейерверки, Да, правит звук на радуге иной, Но вдруг окажется на истинной проверке, Что ваших вольных нот я сторож был ночной… Пятерых из «группы шести» Кокто обозначил, а неназванный 6-й композитор – Эрик Сати мог бы озвучить его поэзию. Я вечно без гроша, для всех слыву богатым; Душа моя нежна, для всех она черства. Мой дом стоит как цирк – под вычурным плакатом, И ветру не сорвать прилипшие слова. Здесь слышится музыка Э. Сати к балету «Парад», написанная по сценарию Кокто. В этом сочинении соединяются музыка цирка и балагана, ритмы эстрадных танцев и шумовые эффекты - стук пишущей машинки, гудки и трещотки, создающие картину современного города. Сати, как известно, пользовался в этом кружке большой популярностью, вместе с Кокто не следовал моде, а создавал её. Оба художника испытывали пренебрежение к деньгам и безразлично относились к критике. Тема парада продолжается в другом стихотворении. Как тяжело вращать злащёного музея тугое колесо Его прогнивших спиц и легче и яснее искусство Пикассо. Кстати, именно декорации П.Пикассо украсили премьеру балета «Парад». Новый синтез искусств представлен здесь в параде различных направлений: кубизма, сюрреализма, футуризма, неопримитивизма, мюзик-хольной эстетики и конструктивизма. Наследники мои узрят в моём движенье Пружин и рычагов тугие сопряженья… Но те же, что теперь столпились вдоль дороги… Навязывают мне любезный им маршрут… В этом отрывке из Кокто угадывается «певец локомотивов» – Артур Оннегер с его «Пасификом 231». Композитор наслаждается музыкой движущегося поезда, а поэт любуется самим механизмом локомотива. Наша фантазия дорисует скрип тормозов, шипенье выбивающегося пара, стук колёс, ярко воплощённые в симфонической пьесе. Мы должны поспешить: больше времени нет Ни для тучных пиров, ни для хлеба с водою… Поэзия Кокто земная, в ней отразилась музыка повседневности, пульс современности, «лишённый туманов и облаков». Дух свободолюбия, бунтарский заряд, стремление к вольности объединяет творчество Жана Кокто с эстетикой «Шестёрки». Внезапно я запел не то, что всем по нраву – В том нет моей вины: Мне трудно для стихов искать оправу, Во всём они вольны… Поэзия Кокто настолько же музыкальна, насколько музыка «Группы 6-ти» пронизана его поэзией. Часто можно услышать, что язык музыки устарел, что поэзия устарела, что в пейзажах уже нет ничего нового. История запоминает только радикальное, экспериментаторское, именно такими качествами, мне кажется, обладает творчество Жана Кокто и его современников. Один из критиков сказал: «Кокто поймут, скорее всего, только в 2000году». Станет ли эта фраза пророческой - зависит от нас. | |
Просмотров: 411 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |