Воскресенье, 29.12.2024, 00:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Звукопись паузы

В наше время ещё остались люди, которые чувствуют в музыке ангельское и божественное. Выступление Ивана Соколова в рамках фестиваля "Картинки с выставки", которое было наполнено теплым светом и энергией созидания, заставило застыть на мгновение.

Иван Глебович Соколов - композитор и пианист. В его творчестве нет поверхностных тем и образов: всё продумано с философской глубиной.

Скромно выйдя на сцену, маэстро сел за инструмент. И началось волшебство. Величественным раскатом в духе Мусоргского открылся цикл прелюдий Георгса Пелециса "Вниз по терциям". Из 30 прелюдий в концерте было исполнено 10.

Первая прелюдия как речь человека, которому не смеют перечить. Манифест, который должны принять. Вопрошающие отголоски - в противовес. "Почему так?" - отвечает главному голосу второй. Образы прелюдий живы и свободны, как люди, ведущие диалог, то соглашающиеся друг с другом, то спорящие. Они и радуются, и танцуют, и задумываются о вечном, и страдают.

Композитор затрагивает все грани жизни, а исполнитель это, в свою очередь, мастерски интерпретирует.

Овеянная морским ветром печаль звучит в четвертой прелюдии. Созерцание прозрачной глади, силуэт, задумчиво устремленный вдаль. Обо всём ушедшем можно вспомнить, всё, что не прощено - забыть.

Большая сила духа сквозит в каждом прикосновении к клавишам Ивана Соколова. Сознание открыто новой музыке, ничего не хочется добавить, ничего убрать. Прекрасная, современная по времени, классическая по форме музыка.

В последней из исполненных в этот вечер, десятой прелюдии тревога и вопрос: "Куда идём?" Композитор оглядывается и, то ли в ужасе, то ли в удивлении разводит руками: "Я не знаю".

На одном дыхании, лишь с маленькой цезурой, зазвучали "Евангельские картины" самого Ивана Соколова. Позже композитор объяснил: «Последняя песня Пелециса, мне показалось, тихая и уходящая в никуда. Мне не хотелось слушать аплодисменты, мне хотелось послушать тишину и перейти к своим прелюдиям».

«Евангельские картины» - тридцать одна прелюдия, речитатив и эпилог для фортепиано соло. «Хотелось отобразить в музыке годы жизни Иисуса Христа, о которых мы почти ничего не знаем – до Его Крещения и начала евангельской проповеди». Речитатив и эпилог были дописаны позже. «Мне хотелось написать пьесы, связанные с божественностью, с духовностью, хотя я, конечно, специально не думал об этом – эта направленность была заложена в самой идее».

Первая прелюдия напоминает нисхождение Ангела на землю и его сакральный диалог с Девой Марией. Далее - спокойно текущая мысль - бесконечное звёздное небо. Перед третьей прелюдией – большая, подчеркнутая и пустая, как вселенная, пауза.

Соколов считает, что пауза - самое важное и сокровенное в музыке. Стоит только наполнить её содержанием, и она обретёт в произведении главнейшую роль. Из грозного аккорда вырастают две темы, только начав развиваться, затихают. Исполнитель будто разговаривает с помощью рояля, заставляя его поддаваться любым своим порывам.

Будто тёмный вихрь пронёсся в небе, и несёт он в себе недоброе. Разразилась буря, звуки хаотично переплетаются, сменяя друг друга, мрачные тени заставляют забыть о светлых моментах.

Где же правда, где спасение и свет? Отголосками он проявляется, но не более. Звучит совсем отчаявшаяся, печальная, но не менее красивая тема. Она истаивает, в воздухе повисает лишь один, тот же вопрос: "Куда мы идём?" Это не Христос, это кто-то идущий попятам.

И снова в его паузе звучит бесконечность. Иван Соколов так же скромно кланяется и покидает сцену.

А вопрос так и повисает в воздухе.

Валерия Бражникова

 

Категория: Меломан | Добавил: Ольга_Капустян (19.12.2014) | Автор: Валерия Бражникова
Просмотров: 620 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]