Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
Душа… Она хранит в своих непостижимых глубинах все то изначально доброе, что вложил в человека Бог. Душа может до времени спать и не ведать, что мир вокруг гораздо прекраснее и сложнее, чем видится на поверхности. Разбудить же душу способны многие искусства, среди которых и Музыка. Нет, не та музыка, что зовет лишь к развлечению, но Музыка, говорящая о вечном во все времена одинаково истинно и прекрасно. Казалось бы, в настоящее время немногие способны заслушиваться ею, не все даже понимают древний язык духовного стиха или глубинный смысл русской былины, а уж о музыке богослужебной и говорить не приходится. Но, пройдя сквозь века, сохранилось в русском человеке стремление к своим корням, желание утолить душевный голод не только легкой музыкой, но и познать, вспомнить, пережить состояние духовной чистоты и внутреннего света через музыку старинную, кажущуюся нам теперь даже экзотической. Не отсюда ли и всевозможные фолк- и этно-течения, многочисленные фестивали народной музыки? Ведь народная (и особенно русская народная) музыка обладает животворной силой, почерпнутой во временах изначальных, когда человек живее ощущал Божие присутствие во всем окружающем его мире, а смыслом своей жизни видел приближение к Богу. Ищущим такой пищи для души, по счастью, есть и теперь куда обратить свой взор. Известный еще с библейских времен музыкальный инструмент ГУСЛИ, и в наше, насыщенное бьющим наповал ритмом, время способен увлечь, заставить проснуться дремлющие в глубине души ее лучшие свойства. Современным певцом-сказителем можно назвать ставшего уже знаменитым петербургского гусляра, звонаря и певца Егора Стрельникова. Именно гусли, которые Егор услышал в 80-е годы, заехав после службы в армии в Петербург, заставили его коренным образом изменить свое творчество и из гитариста академического направления превратиться в гусляра. Этому способствовали и впечатления Егора от звучания подлинных гуслей, найденных в Великом Новгороде и отреставрированных мастером Владимиром Поветкиным. С того времени вся жизнь Егора потекла иначе. Главными духовными ценностями для него стали истины православной веры, которой проникнута древняя русская культура. Тонкое, особо проникновенное звучание гуслей, глубокий смысл духовных стихов и былин отозвались в его душе желанием посвятить себя искусству глубоко нравственному, очищающему сердце и просвещающему ум. Таким, зачастую безвозмездным, служением Егор не только покоряет сердца слушателей, но и заставляет задуматься над истинными ценностями культуры прошлых веков, а также выполняет духовно-просветительскую работу. Исполняемые им песни, духовные стихи, былины настолько живо отзываются в душах слушающих, что сомнения в востребованности и жизнеспособности музыкальной традиции прошлого не возникает. Егор, как истинно талантливый человек, постоянно ищет пути для углубления своих знаний и развития мастерства. Гусли в его руках временами сменяются колесной лирой, и вот – перед нами уже исполнитель народных украинских, русских песен. По-видимому, и этот инструмент попал в поле зрения мастера не случайно. Сам Егор так говорит об этом: - Колесная лира на Западе была известна с VIII века. Ее родина – французская Бретань. И даже сегодня лучший лирник живет в Бретани. Но, как ни странно, лира получила распространение и на Руси. При Иоанне Грозном существовала даже школа лирников. Ее отличие от западной, где этот инструмент являлся исключительно народным, было в том, что лирник на Руси должен был за время обучения пройти определенные ступени духовного совершенствования. У музыканта, особенно изучающего этнические традиции, звучание гуслей невольно вызывает ассоциации со звучанием, например, кельтской арфы. А кельтика, как известно, сейчас особенно популярна у музыкантов этно-направления. Однако, Егор Стрельников не просто следует моде, выбрав экзотический инструмент. Он объясняет свою тягу к гуслям, как к наилучшему сопровождению духовных в своей основе текстов: - Действительно, такое сходство звучания – это еще один из примеров перекрещивания западно-европейской и славянской культур. Гусли имеют и сходные с арфой приемы игры. Чем древнее культура, тем она универсальнее. Не обделен Егор и талантом звонаря. Искусство колокольных звонов сделало его не только дипломантом Всероссийского конкурса звонарей, но и почетным гостем на звонницах разных храмов России – от Ярославля и Ростова Великого до Москвы и Подмосковья. Егор показывал свое мастерство и на звонницах Свято-Данилова монастыря, Троице-Сергиевой Лавры. В этом нелёгком мастерстве Егор Стрельников постоянно совершенствуется, несмотря на то, что жизнь его далека от оседлости. Уже многие годы музыкант активно участвует в фестивалях духовной и традиционной музыки, редко появляясь в Петербурге. Однако, отдать всю жизнь этому виду церковного искусства Егор не спешит. - Я не могу стать звонарем, исполняющим постоянное послушание при храме. Дело в том, что звон колоколов несколько притупляет слух, что мешает последующей игре на гуслях. А гусли звучат более тонко. Но мы, слушатели, часто распознаем в егоровых гусельных переборах имитации колокольного звона, насыщающие звуковую палитру инструмента новыми красками. Случилось так, что Егор попал в мастерскую выдающегося фолк-музыканта Мити Кузнецова. Его легендарное владение множеством народных инструментов, особо чуткая интерпретация народных напевов, неповторимый талант композитора и аранжировщика известны и признаны всеми профессиональными любителям фолка. Митя Кузнецов родился, живет и творит в Рыбинске. Был участником многих международных фестивалей, много лет работал в фолк-группе «Седьмая вода», создавал совместный фолк-проект с группой «Разнотравие». Записал несколько сольных альбомов с народной музыкой и русскими народными сказками. Сфера музыкального творчества Мити Кузнецова охватывает не только на русскую, но и на всю мировую традиционную музыкальную культуру, о чем говорит его постоянное сотрудничество с европейскими кинорежиссёрами. Им записана и уже издана оригинальная музыка к документальным фильмам о культуре и природе Америки, Китая, Шотландии. В лице Егора Стрельникова он нашел друга и единомышленника и замечательно работает с ним в дуэте. Вместе музыканты записали два альбома – «Яко по морю» и «Сила по силе». С вопросом «почему же так глубоко трогающая душу, старинная музыка в исполнении этих музыкантов не вышла на широкий путь массового искусства», я обратилась к Егору и поняла, что для него не может быть иначе, как служить своим искусством духовному пути в музыке. - Мне почти не приходилось играть на больших концертных сценах. Я выступаю по просьбам друзей и знакомых в основном для православных слушателей. Знаю твердо, что без молитвы ничего начинать нельзя и всегда выступаю по благословению священника. Случается даже на православных свадьбах играть. Добиться коммерческой выгоды я не пытаюсь. Полноту личности Егора нельзя представить без его верного друга и жены Натальи Пискуновой. Наташа наделена поэтическим даром и стала автором песен, философское содержание которых перешагнуло рамки бардовской традиции, и традиции духовной поэзии прошлого. Музыку к песням сочиняет как сама Наташа, так и Егор. И уже не раз вместе они выступали дуэтом на фестивалях «Серебряная псалтирь» в Дубне, на самарской «грушинке». В следующем году семья Стрельниковых надеется принять участие в Александро-Невском фестивале в Петербурге. Любое истинное искусство не остается без последователей: так и у Егора уже есть свои ученики. Музыкант планирует выпустить в видео-варианте «Школу игры на гуслях», а также заново записать в более стилистически достоверной аранжировке всеми любимые народные песни, которые нередко они исполняются поп-ансамблями, утрачивая свои древние корни. И дай Бог, чтобы в каждом, кто прикоснется к высоко нравственному древнему искусству, появилось стремление к чистоте жизни и заново зазвучали, быть может, спавшие доныне, живые струны души!
арт-журналист II курса ФДО ННГК Марина Витковская (г.Санкт-Петербург) | |
Просмотров: 387 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |