Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
Музыкальный цикл «От классики до современности» в нижегородской консерватории проводится уже не первый год, и в недавнем концерте этого абонемента слушателям была предложена программа русской музыки Серебряного века в исполнении симфонического оркестра студентов консерватории под руководством доцента Евгения Шейко, лауреата премии Нижнего Новгорода. Для оркестра это выступление стало итогом серьезной работы и показало достаточно высокий уровень студенческого коллектива. Программа концерта представила панораму музыкального искусства двух русских столиц рубежа веков: звучали классико-романтические произведения и сочинения, представляющие русский музыкальный модерн. Многокрасочная картина народной жизни ожила в оркестровой сюите А. Лядова «Восемь русских народных песен». Молитвенно прозвучал «Духовный стих» в диалоге гобоя со скрипками и флейтой. Его сменил праздничный обряд зимних святок в «Коляде-маляде». «Протяжную» песню лирически-проникновенно пропели солирующие виолончели, в «Шуточной» зарисовке флейты пронзительно пищали, подражая «песням» комара, а в «Былине о птицах» оркестр «щебетал», подобно весеннему гомону птиц. Пастушьи наигрыши флейты «Плясовой», вслед за нежной «Колыбельной», вылились в финальный праздничный «Хоровод» - гимн добру и свету. Другая народная сказка ожила в сюите из балета «Жар-птица» И. Стравинского. Ультракрасочно, динамично, с «византийской расточительностью» эта музыка заворожила слушателя, подобно чарам волшебной птицы. Стремительный «Танец Жар-птицы» и пленительно-томный «Хоровод царевен» прозвучали особенно выразительно. Но молодым музыкантам, к сожалению, не хватило технического совершенства, а потому яркой динамической кульминации в неистовом «Поганом плясе» не получилось. Искрометно и задорно оркестранты вели музыкальный диалог С. Прокофьева с Гайдном и Моцартом в «Классической» симфонии. Этот шедевр был создан Прокофьевым в 1917 году, когда композитор был в возрасте наших оркестрантов. Юный задор, легкая ирония оказались близки и понятны музыкантам, и они смогли воссоздать светлую «улыбку» мастера и атмосферу праздничной игры. Только в финале некоторые технические сложности отвлекли исполнителей от музыкального образа: дух радости и непринужденности, увы, не удалось сохранить до конца симфонии. Приятным сюрпризом для слушателей стало исполнение романсов С. Рахманинова заслуженной артисткой России, солисткой нижегородского театра оперы и балета Аллой Проволоцкой (сопрано) в сопровождении симфонического оркестра. Сразу возник вопрос: не противоречит ли оркестровый размах звучания тонким штрихам камерной вокальной лирики? С этим вопросом я обратилась к автору инструментовки Евгению Шейко. - Отбирая романсы для инструментовки, я выбрал наиболее подходящие для оркестровки, так как у Сергея Васильевича есть романсы с настолько фортепианной фактурой, что переложить их для оркестра практически невозможно. Эти же романсы были инструментованы мной в разные годы. Сначала - «Не пой, красавица» и «Здесь хорошо». Самым сложным оказался «Крысолов», потому что он как раз фактурный, и над ним пришлось поработать более всего. Главной задачей было, почувствовав композитора, сделать инструментовку, близкую к его стилю. Пять романсов на стихи А. Пушкина, Г. Галиной, А. Плещеева, К. Бальмонта и В. Брюсова образуют своеобразный цикл с контрастной линией развития. Открыл этот мини-цикл романс «Не пой, красавица, при мне» (ст. А. Пушкина), удивив «распределением ролей» в оркестре: бубен, гобой и арфа привнесли особый восточно-томный колорит, а прозрачное звучание сопрано гармонично дополнило общую картину. Пленительными красками околдовал романс «Здесь хорошо»: оркестр окутал слушателей искрящимся звуковым «покровом», погрузив в мечтания о гармонии мира. Мы часто слышим фразу «слушается на одном дыхании», эти слова можно отнести именно к этому романсу, ставшему откровением - тихой кульминацией цикла. Импрессионистически-тонкие грани лирических чувств воплотились и в романсах «Полюбила я на печаль свою», и «Островок». Завершал же цикл С. Рахманинова романс «Крысолов» (ст. В. Брюсова) - самый загадочный, даже мистический. Однако в этом концерте были расставлены другие акценты: доверительная открытость исполнения солистки резко контрастировала с затаенностью оркестрового аккомпанемента, что придало романсу скорее созерцательный характер, завуалировавший сложные и тонкие его подтексты. Согласитесь, представить многокрасочную картину музыкальной культуры начала 20 века в одном концерте, особенно для начинающих музыкантов, - задача не из легких. О том, как шла работа над этой программой, рассказывает руководитель оркестра: - Если сравнить студенческий и профессиональный оркестры, то в студенческом - процесс выучки более долгий, тяжелый и кропотливый. Но, студенческий оркестр отличает большая живость и свежесть восприятия. Желание преодолеть трудности тоже скорее присуще студенческому оркестру, чем профессиональному. Наши молодые оркестранты очень эмоциональны. Часто эти качества способствуют яркости исполнения, но могут привести и к определенным потерям. Слушательская аудитория - преимущественно, студенты консерватории - была очень отзывчива, чутко реагировала на творческие удачи, от души поддерживала исполнителей и, понимая все сложности «концертного» жанра, желала им дальнейших достижений. | |
Просмотров: 395 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |