Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
Каждая лекция Михаила Семеновича – это
событие. Он рассказывает о культуре и музыке с таким вдохновением, что просто
невозможно не заслушаться. Хорошо известные факты в его интерпретации
оборачиваются захватывающими историями. Как на машине времени, мы путешествуем
вместе с ним по странам и континентам, эпохам и музыкальным стилям. Он обладает
удивительным даром — рассказывать о сложном мире музыки доступно, просто и
увлекательно.
Так было и на этот раз — в лекции «Гоголевское» в музыке». Нас вновь ждали открытия. Для Михаила Казиника «гоголевское» — больше, чем Гоголь. «Это особый метод погружения в мир, который, будучи на поверхностный взгляд реалистичен, в глубине своей сюрреалистичен. Ибо сюрреалистична сама жизнь». Для него «гоголевское» - это «улыбка сквозь слезы, это слезы на улыбающемся лице, это невиданная радость и печаль, это свобода и ее ограничение, это открытие и взлет, взрыв фантазии в несколько минут». Михаил Семенович рассказывал и показывал, как русские композиторы гениально передают скрытые смыслы поэтических текстов. В иллюстрировании идей ему помогал лауреат международного и всероссийского конкурсов Виктор Ряузов (бас). И это было очень увлекательно: мы впитывали каждую мысль, каждый звук. Но всё же, главная идея вечера не была объявлена в афише... «Почему так мало слушателей у музыки, людей, ценящих литературу, способных понять поэтическую глубину? Почему так мало зрителей у великих картин? Почему в среднем человек стоит около картин не более 5-10 секунд?... Мне так хочется крикнуть: «Остановись! Остановись, неужели ты успел всё увидеть и понять!? Неужели за 10 секунд ты понял тайну картин Рафаэля, Рембранта, понял Сальвадора Дали? Неужели ты понял эту работу? Ведь там — целая вечность!». И ты начинаешь вслушиваться, вглядываться. А это непросто. «Надо смотреть так, чтобы около картины начинались какие-то невероятные открытия, вплоть до того, что человеку хотелось бы бежать что-то делать, книжку писать…». Удивительно, как эта мысль перекликается с главной целью творчества самого Михаила Казиника. Он заставляет нас остановиться, вглядеться внимательно, вдуматься, понять. Понять не только то, что хотел сказать художник, но и понять что-то очень важное в жизни. В этот вечер М. Казиник вывел на сцену маленькую девочку из Северодвинска, которая прилетела сюда с мамой. Музыкант занимался с ней всего 2 дня. «Позавчера мы сочинили мелодию. Она даже не записана нотами. Это мелодия любви. Исполняет Варвара». И полилась удивительная музыка, простая, волнующая, берущая за душу. И вспомнились слова М. Казиника о чуде мгновения: «Стоит остановиться – откроется Вселенная». Другой пронзительный момент вечера – выступление детского театра для слабослышащих детей «Пиано». «Здесь я усматриваю великое Гоголевское начало. Они владеют своими телами на уровне философии, на уровне тайного знания. И все то, что происходит в сочетании музыки, цвета, движения у глухих детей – на уровне высочайшего обращения к Вселенной». Когда выступают эти дети, то между зрителями и актерами возникает поле взаимодействия — единое поле сознания, сочувствия и сотворчества. «Когда дети закончат, не нужно аплодировать, ведь они не слышат. Нужно поднять вверх руки и помахать - они увидят…». Театр «Пиано» существует у нас в городе уже 27 лет (!) А знали ли мы о нём? Знаем ли мы о том, что происходит рядом с нами? Знаем ли мы о том, что нам хотел сказать художник, композитор, режиссёр? Умеем ли мы сопоставить, сравнить, открыть? Я вышла с лекции, было уже поздно, дул сильный ветер. Хотелось скорее домой, в тепло, в уют. Но я почему-то остановилась. Подняла глаза и замерла: надо мной простиралось огромное звездное небо. Остановиться, отвлечься от повседневности, увидеть, услышать. Найти в обычных, непримечательных вещах красоту и загадку... | |
Просмотров: 514 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |