Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
Грандиозное по своей значимости событие – фестиваль «Дни Австрии в Нижнем Новгороде» – прошёл с 17 по 19 октября. Скольких гениальнейших музыкантов, философов, писателей, чьи имена вошли в сокровищницу мирового искусства, «вырастила» Австрия! Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Малер, Брукнер, Берг… - их имена говорят о многом! Такое сотрудничество для Нижнего Новгорода особенно ценно и дорого. Австрия и Россия – страны с богатыми культурными традициями, которые тонкими, подчас неуловимыми нитями переплетаются в архитектуре, скульптуре, музыке. «При диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащаются. Великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур, только в точке их пересечения…»,- пишет в своих трудах великий русский мыслитель, философ и культуролог Михаил Бахтин. Проведение фестиваля, на мой взгляд, бесценно для постоянного, непрерывного диалога культур. Особенно важным и актуальным в условиях возрастающей глобализации стало обсуждение проблемы мультикультурализма и интеркультурализма. Мультикультурализм – идеология, предполагающая сосуществование культур без их слияния, а интеркультурализм — взаимодействие различных культур. За каким из них будущее, каким путём мировой культуре идти дальше? Своеобразной прелюдией к фестивалю стало заседание секции музыкального искусства в Нижегородской консерватории. «Мультикультурализм нацелен на защиту культурных особенностей и, зачастую, приводит к культурной замкнутости, тогда как интеркультурализм ориентирован на поиск условий взаимодействия разных культур», — эта цитата Эмиля Паина является, на мой взгляд, основной мыслью заседания. Яркий пример интеркультурализма - Венецианская биеннале – международная художественная выставка, о которой рассказала в своём докладе кандидат искусствоведения, доцент Е.И. Булычёва. Интересной показалась скульптурная композиция «Связанные враги» Т. Шютте. Она представляет собой двух мужчин, смотрящих в разные стороны и накрепко связанных верёвками. Эта фигура символична, она ставит вопрос: стоит ли враждовать? На мой взгляд, вражда или нежелание контактов разрушают диалог, приводят к обособленности культур, отрицательно сказываются на их развитии. Профессор Н.В.Буслаева рассказала об изменениях фортепианного исполнительства в современной культуре. Кандидат искусствоведения Ю.П.Медведева прочитала доклад о воздействии русской музыки на творчество К.Дебюсси. Кандидат искусствоведения, доцент А.А.Евдокимова в исследовании «К проблеме мультикультурализма в церковном пении южных и восточных славян» увлекательно рассказала о стилистическом единстве церковных мелодий, напевов, написанных авторами разных национальностей. Общим корнем этих песнопений являлась греческая мелодика. Вследствие этого разные страны воспринимают чужую мелодию, как свою. Евдокимова считает, что интеркультурализм сохранится и в будущем, а диалог культур будет продолжаться, всегда и непрерывно. Второй день фестиваля оказался чрезвычайно насыщен яркими событиями, буквально накладывающимися одно на другое. В Австрийской библиотеке ВШЭ состоялось торжественное открытие мероприятия, где выступили почётные гости: представитель почетного консульства в Нижнем Новгороде Ханц Петер Хубер, представитель посольства, атташе по культуре Симон Мраз. Они выразили активное желание дальнейшего взаимодействия с Россией, обмена идеями в культуре, образовании, политике. Примечательно, что церемонию обрамляла музыкальная «рамка» - произведения ярчайших представителей австрийского и русского национального музыкального искусства Н.А. Римского-Корсакова и В.А. Моцарта в исполнении студентки Нижегородской консерватории Дарьи Ложкиной и концертмейстера Натальи Зусман. Дух гостеприимства и добросердечности царил в зале австрийской библиотеки. На симпозиуме «Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России и Европы» было представлено на обсуждение множество интересных докладов, освещающих разные грани проблем диалога культур и проблем миграции. Тут же в ВШЭ развернулась фотовыставка «Непарадная Вена». Старинный культурный центр Австрии глазами русско-немецкого фотографа Л.Я. Гройсмана. Как удивительны и прекрасны виды, казалось бы, ничем не примечательных жилых зданий, проспекты улиц с проезжающими экипажами, или вид на железную дорогу, или панорамы города в пасмурную погоду… Акцент на обыденности, реалистичности ничуть не мешает, но даже увлекает. Перенесёмся теперь на второе заседание музыкальной секции, которое одновременно шло в консерватории. Народная песня, как известно, — ядро нации. В своём докладе кандидат искусствоведения Э.К. Петри говорит о том, что при диалоге культур народная песня переходит границы чужой культуры, становясь «чужой собственностью». При этом слова, в отличие от музыки, могут меняться. Это активное непосредственное и опосредованное заимствование и есть диалог. Высказываясь о проблеме мульти- культурализма, кандидат искусствоведения, профессор Л.А. Птушко подчеркнула, что данное явление вызывает и политические противостояния, и дисбаланс в культуре, культурную замкнутость, деградацию. В противовес этому в качестве идеи интеркультурализма она приводит цитату П.И. Чайковского: «Культура – сокровищница общая и каждая нация вносит в неё что-то своё на пользу общую». Концерт известнейшего в мире «Альтенберг-трио», который прошёл в зале Нижегородской филармонии стал кульминацией всего дня. С высочайшим мастерством, темпераментно и артистично были исполнены трио Ф. Шуберта и И. Брамса. На следующий день в Малом зале консерватории состоялся мастер-класс «Альтенберг-трио». Музыканты охотно поделились своим мастерством, опытом со студентами музыкального колледжа им. М.А. Балакирева и студентами консерватории. 18 октрября в Нижегородском планетарии открылась совместная выставка современных австрийских и российских художников «Вперед, к новым берегам! – Миграция как возможность культурного развития». Одна часть - постановочные фотографии представителей различных наций, в подходе к которым чувствуется влияние сложившихся и устаревших стереотипов. Другая часть — посвящена вопросу миграции. В жанре картинок-комиксов представлена жизнь и трудности мигрантов. Неслучайно несколько картин проникнуты мотивом дороги… На третий день в киноцентре «Рекорд» был показан перформанс-балет «Умид и Наташа», в исполнении которого участвовали мигранты и русские. По завершению состоялась дискуссия: «Нужен ли театр для мигрантов?». Мнения в зале разделились. Вопрос этот не простой, но на мой взгляд мигранты не должны обособляться в свой отдельный театр, отдельную культуру, отдельный мир, а пытаться, не теряя своей идентичнности, воспринять культуру принявшей их страны. Фестиваль завершился. Австрия и Россия – две страны с богатейшими культурными традициями. Множество художников и музыкантов из России, в частности из Нижнего Новгорода живут и работают в Австрии. Можно с уверенностью сказать, что только интеркультурное взаимодействие – залог процветания и развития культур. | |
Просмотров: 930 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |