Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
"Солисты Нижнего Новгорода" против штампов
В этот раз концерт был посвящен памяти Д.Д.Шостаковича. Открывать сезон с помпой, подбирать соответствующий эпатажный репертуар оркестранты считают штампом, от которого нужно избавляться. Программа вечера была подобрана весьма оригинально и логично. Начав с Сюиты из балета «Золотой век» - раннего произведения композитора, полного издевки над пошлостью и фальшью, завершили Квартетом №8 (в переложении для камерного оркестра), задуманном Шостаковичем как реквием самому себе, после которого любые слова покажутся лишними. Середина концерта – произведения Моцарта и Гайдна, которых Шостакович считал своими учителями. На премьерах своих симфоний он всегда просил первые отделения посвящать Моцарту – своему кумиру. Музыка классиков уносила в мир совсем других эмоций, более светлых и гармоничных. Но никакого доверительного общения не получится, если исполнители в оркестре будут пытаться спрятаться друг за друга. Очень часто мы наблюдаем такие «безликие массы». Каждый из «Солистов» же, наоборот, дорожит своей индивидуальностью, и, чтобы быть услышанным, в любом произведении ищет что-то близкое себе, представляет нужное состояние, переживает сам эти эмоции. И, в то же время, на концертах у нас не возникает вопроса - кого именно из 16-ти человек слушать? Потому что здесь и проявляется роль дирижера, как умелого кукловода, вовремя "дергающего" нужные ниточки. Солисты доверяют эти «ниточки» далеко не каждому дирижеру, но в то же время заинтересованы в различных творческих союзах: с ними сотрудничали Е.Кириллов, К.Майер, Е.Щербаков, А.Рудин, Д.Сабаини, В.Куржавский, П.Герштейн, В.Белинский. Все чаще на афишах мы видим имя Игоря Жукова. Открытие этого сезона тоже прошло под его чутким руководством. Не все в нашем городе знают, что этот дирижер – основатель «Московского камерного оркестра». Кроме того, он – замечательный пианист, ученик Г.Нейгауза и Э.Гилельса. Игорь Михайлович, Вы тесно сотрудничаете с оркестром уже год. Чем Вас привлек этот коллектив? - Когда меня пригласили в оркестр подготовить программу к VIII Международному фестивалю искусств имени А.Д.Сахарова, поработав с ребятами, я понял, что это настоящий художественный «рабочий механизм». В оркестрах часто бывает так, что люди собираются, раскачиваются, разыгрываются, прежде чем войти в нужное состояние. Но здесь совсем другое дело – музыкант садится и сразу начинает работать. И это вопрос не столько профессионального уровня, сколько внутреннего настроя. Мне очень часто приходится сталкиваться с мнением, что нет такой профессии «музыкант», есть «пианист», «скрипач» и т.д. Но я считаю, что «пианист» - это лишь специальность. В свое время человек, который профессионально занимался музыкой, но это не являлось его основной частью жизни, назывался «дилетантом». Например, Бородин, отчасти Римский-Корсаков. Позже это понятие обрело отрицательный смысл. И если сейчас считать профессией лишь игру на своем инструменте, это значит - больше ничего не знать. Отсюда и получается – вроде бы все играют, а музыки нет. С «Солистами» же диалог получается, они открыты для творческого общения. – На чем основано это творческое общение? - Во-первых, если я чего-то требую, то стараюсь сказать это конкретно, точно сформулировать свою просьбу. Тогда оркестранты ее схватывают, но делают уже не по моему приказу, а как будто придумали это сами. Отсюда и получается естественность в звучании оркестра. А во-вторых, есть такой термин – «суточная память». Это явление можно часто наблюдать в больших оркестрах: сегодня сказали – сделали, а завтра забыли. У «Солистов» такого практически нет. – Чем Вы руководствуетесь в работе с оркестром? - Очень часто люди пользуются такой формулой – «играть нужно чисто и вместе». Но, на самом деле, вопрос должен ставиться не «как?» вы играете, а «что?». И когда вы уже точно знаете, «что» играете, то вопрос «как?» формируется сам собой. Если вам эта нота нужна по смыслу, именно нужна, то вы ее заранее услышите и никогда не сыграете фальшиво. Конечно, есть технические места, которые постоянно надо корректировать, поддерживать в форме, но они составляют лишь 15-20%. Я сразу чувствую, когда они начинают играть «вместе» - тут же повисают на руках и становятся неуправляемыми. Поэтому я всегда прошу не играть, а дышать вместе. Игорь Михайлович, не любитель что-либо обещать на будущее, тем не менее, поделился некоторыми задумками на предстоящий год, заинтриговав до чрезвычайности... Ломая стереотип, согласно которому баян – это неакадемический инструмент, в ноябре вся программа будет построена с его участием. А в апреле камерный состав объединится с органом и хором, чтобы подарить слушателям редко исполняемый шедевр Танеева. А ближайшая наша встреча состоится 9 октября в зале ННГУ им.Лобачевского. Оркестр, воодушевленный в прошлом году К.Майером, дирижером и барочным скрипачом, продолжит совместные пробы в аутентике. Когда мы слышим фамилию Бах, сразу представляем Иоганна Себастьяна. Чтобы избавиться от этого штампа, приходите на концерт! | |
Просмотров: 510 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |