Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
Как известно, нашей консерватории не чужда современная музыка. О ней пишут, её исполняют как студенты, так и преподаватели. Но чтобы лучше понять ее, последние из них задумали своеобразный проект «Цикл концертов от классики до современности». В этом сезоне музыканты вновь приглашают нас погрузиться во временную спираль музыки, давая возможность побывать как в эпохе светлого Ренессанса, так и погрузиться в современный мир свободных ассоциаций. Сегодняшний концерт посвящен камерной музыке: не столь величественной или грандиозной, но по-своему чарующей интимностью звучания. Такая атмосфера обычно способствует умиротворению души, расслабляет внутреннее состояние, поэтому излишней экспрессии тут не место. Свое мастерство продемонстрировали профессора и преподаватели консерватории: Татьяна Бочковоа, София Пропищан, Светлана Зверева, Наталья Полунова. В их исполнении прозвучала музыка барокко: Трио-соната для скрипки, флейты и органа И.С.Баха, Каноническая соната для двух скрипок Г. Телемана, Сoncerto grosso G-dur для двух скрипок и органа Г Генделя. И в противовес — музыка двадцатого века: Б. Мартину – Трио «Променады» для скрипки, флейты и фортепиано, П. Хиндемит Три канонических дуэта и Н. Рота – Трио для скрипки, флейты и фортепиано. Перед зрителями предстало две образные сферы искусства, две разные эпохи. Музыканты осветили многочисленные параллели в музыке прошлых столетий и в музыке нынешней. Рассматривая музыкальную сторону, оттолкнемся от сути эпох. Оба отделения звучали по схеме трио-дуэт-трио. В первом – музыка барокко: благородная, идеальная по своей структуре. Опорой этому впечатлению послужил орган – грандиозный и монументальный инструмент, несущий, прежде всего сакральную возвышенную мысль. Татьяна Бочкова, исполнительница партии органа, взяла на себя роль некоего посредника между музыкой и публикой. Ее мастерство владением этим загадочным и мистичным инструментом моментально вовлекло слушателей в пространство таинственных идей. Собственный неповторимый колорит внесли флейта и скрипка, в исполнении Светланы Зверевой и Натальи Полуновой. Их совместный ансамбль в Трио-сонате для скрипки, флейты и органа И. С. Баха воплотил цельную картину разнообразной звуковой палитры. Скрипка создала гибкий и певучий образ, а флейта навеяла ощущение пасторали, дуновения ветра и пения птиц. Присутствие органа в первом произведении было необходимо, поскольку он, перенося зрителей в состояние полной одухотворенности, передавал атмосферу далекой эпохи. Дуэт скрипок, в исполнении Софии Пропищан и Светланы Зверевой, продолжил это состояние. Исполняя Каноническую сонату Г. Телемана, скрипки пластично сочетались, и каждая из них будто пыталась обогнать другую, повторить хоть на миг идущую рядом с ней мелодию. Вот повела смычок Светлана Зверева, тут же её подхватила София Пропищан — быстрые смены в характере и построении мотивов, но в то же время единство и полное взаимопонимание обеих сторон. Скрипка увлекла слушателя своими плавными кантиленными переливами, витиеватой мелодией. Если орган звучит помпезно и ярко, то пение скрипки можно сравнить с одиноким голосом человека, погруженного в свои мысли и переживания. А дуэт скрипок только подчеркнул индивидуальность этого инструмента, показав красоту тембра, усиленного двойным звучанием. Завершило первое отделение Concerto grosso для двух скрипок и органа Генделя, прозвучавшее не менее слаженно и возвышенно. Это трио подытожило старинную тематику. Concerto grosso совместило в себе звучание органа, олицетворяющего собою нечто внешнее, яркое, торжественное. Ему сопутствовали две скрипки, которые несли в себе более камерные, внутренние образы. Но в целом музыка была так же психологична, как и предыдущие сочинения. Если орган представлял консервативное звучание прошедшего времени, то рояль стал олицетворением современности. Ворвавшись стремительным потоком энергии, встрепенув наше сознание, музыка второго отделения оттенила старинную своей новизной, искристостью и контрастностью. А на образный звуковой слой, впечатанный в нашу музыкальную память после прослушивания музыки первого отделения, накладывался абсолютно другой, неповторимый, измененный и развитый донельзя. Трио «Променады» Б. Мартину а также Трио для скрипки, флейты и фортепиано Н. Рота исполнялись впервые в Нижнем Новгороде, что мгновенно обостряло наше слуховое восприятие и заставляло реагировать на мельчайшие изменения в мелодике. Повлияло на это настроение и наличие нового человека в составе исполнителей. Белла Альтерман, представила партию фортепиано. Будучи прекрасным педагогом, блестящей пианисткой, берущая свои музыкальные корни еще от Берты Маранц и Марии Гринберг, она при всей своей внешней сдержанности, но внутренней напряженности и эмоциональности сразу вошла в ритм современного звучания. Имея многочисленный опыт исполнения музыки нашего времени, Б. Альтерман создала впечатление «своего» человека, давно уже познавшего всю прелесть нетрадиционного типа гармоний и интонаций. Также как и в первом отделении, совместное звучание скрипки, флейты и фортепиано было разбавлено Тремя каноническими дуэтами для двух скрипок. Та же старинная форма предстала перед нами уже в духе «нового времени». Она перенесла нас в мир бурных, энергичных, реальных событий, а с другой стороны в мир фантазий, невероятных вымыслов, но все равно стремительно пытающихся отнести наши души далеко за пределы сознания. Все те же исполнительницы партий скрипок С. Пропищан и С. Зверева сочетая прежнее гармоничное и слаженное звучание с новой, казалось бы, вовсе не певучей мелодикой перевоплотились под стать «новой» музыке. Второе отделение проецирует нам новый взгляд на мир, опираясь на прежние формы, но демонстрируя их в другом обличии. Иные гармонии, интонации, ритмический строй, но суть та же. Музыка лишь знакомит нас с тем, какой мир был и каким он стал, о чем тогда думали люди и что беспокоит их сейчас. Именно это качество позволяет судить о том, что какая бы музыка ни была, старая или новая, она, так или иначе несет в себе некую первоцель, как и любой вид искусства: облагородить душу человека. Кроме этого музыка сближает нас. Как во времена средневековья у людей были определенные проблемы, так и в наши времена эти проблемы все также актуальны. Будут ли они бытовые, или нравственные. Проводя параллели между прошлым и настоящим, можно всегда увидеть прочный каркас, основывающийся именно на понятии человеческой души. Не знаю, имели ли в виду музыканты нечто подобное, создавая эту концертную тематику, но я считаю, что некоторые философские размышления на тему взаимосвязи прошлого и нынешнего времени возникли бы у любого человека, посетившего данный концерт. | |
Просмотров: 468 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |