Воскресенье, 29.12.2024, 14:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Меломан

Прошлое и нынешнее. Связи и параллели времен.

Как известно, нашей консерватории не чужда современная музыка. О ней пишут, её исполняют как студенты, так и преподаватели. Но чтобы лучше понять ее, последние из них задумали своеобразный проект «Цикл концертов от классики до современности». В этом сезоне музыканты вновь приглашают нас погрузиться во временную спираль музыки, давая возможность побывать как в эпохе светлого Ренессанса, так и погрузиться в современный мир свободных ассоциаций.

Сегодняшний концерт посвящен камерной музыке: не столь величественной или грандиозной, но по-своему чарующей интимностью звучания. Такая атмосфера обычно способствует умиротворению души, расслабляет внутреннее состояние, поэтому излишней экспрессии тут не место.

Свое мастерство продемонстрировали профессора и преподаватели консерватории: Татьяна Бочковоа, София Пропищан, Светлана Зверева, Наталья Полунова. В их исполнении прозвучала музыка барокко: Трио-соната для скрипки, флейты и органа И.С.Баха, Каноническая соната для двух скрипок Г. Телемана, Сoncerto grosso G-dur для двух скрипок и органа Г Генделя. И в противовес — музыка двадцатого века: Б. Мартину – Трио «Променады» для скрипки, флейты и фортепиано, П. Хиндемит Три канонических дуэта  и Н. Рота – Трио для скрипки, флейты и фортепиано.

Перед зрителями предстало две образные сферы искусства, две разные эпохи. Музыканты осветили многочисленные параллели в музыке прошлых столетий и в музыке нынешней.  Рассматривая музыкальную сторону, оттолкнемся от сути эпох.

Оба отделения звучали по схеме трио-дуэт-трио.

В первом –  музыка барокко: благородная, идеальная по своей структуре. Опорой этому впечатлению послужил орган – грандиозный и монументальный инструмент, несущий, прежде всего сакральную возвышенную мысль. Татьяна Бочкова, исполнительница партии органа, взяла на себя роль некоего посредника между музыкой и публикой. Ее мастерство владением этим загадочным и мистичным инструментом моментально вовлекло слушателей в пространство таинственных идей. Собственный неповторимый колорит внесли флейта и скрипка, в исполнении Светланы Зверевой и Натальи Полуновой. Их совместный ансамбль в Трио-сонате для скрипки, флейты и органа И. С. Баха воплотил цельную картину разнообразной звуковой палитры. Скрипка создала гибкий и певучий образ, а флейта навеяла ощущение пасторали, дуновения ветра и пения птиц. Присутствие органа в первом произведении было необходимо, поскольку он, перенося зрителей в состояние полной одухотворенности, передавал атмосферу далекой эпохи.

Дуэт скрипок, в исполнении Софии Пропищан и Светланы Зверевой, продолжил это состояние. Исполняя Каноническую сонату Г. Телемана, скрипки пластично сочетались, и каждая из них будто пыталась обогнать другую, повторить хоть на миг идущую рядом с ней мелодию.  Вот повела смычок Светлана Зверева, тут же её подхватила София Пропищан — быстрые смены в характере и построении мотивов, но в то же время единство и полное взаимопонимание обеих сторон.

Скрипка увлекла слушателя своими плавными кантиленными переливами, витиеватой мелодией. Если орган звучит помпезно и ярко, то пение скрипки можно сравнить с одиноким голосом человека, погруженного в свои мысли и переживания.  А дуэт скрипок только подчеркнул индивидуальность этого инструмента, показав красоту тембра, усиленного двойным звучанием.

Завершило первое отделение Concerto grosso для двух скрипок и органа Генделя, прозвучавшее не менее слаженно и возвышенно. Это трио подытожило старинную тематику. Concerto grosso совместило в себе звучание органа, олицетворяющего собою нечто внешнее, яркое, торжественное. Ему сопутствовали две скрипки, которые несли в себе более камерные, внутренние образы. Но в целом музыка была так же психологична, как и предыдущие сочинения.

Если орган представлял консервативное звучание прошедшего времени, то рояль стал  олицетворением современности. Ворвавшись стремительным потоком энергии, встрепенув наше сознание, музыка второго отделения оттенила старинную своей новизной, искристостью и контрастностью. А на образный звуковой слой, впечатанный в нашу музыкальную память после прослушивания музыки первого отделения, накладывался абсолютно другой, неповторимый, измененный и развитый донельзя.

Трио «Променады» Б. Мартину а также Трио для скрипки, флейты и фортепиано Н. Рота исполнялись впервые в Нижнем Новгороде, что мгновенно обостряло наше слуховое восприятие и заставляло реагировать на мельчайшие изменения в мелодике. Повлияло на это настроение и наличие нового человека в составе исполнителей. Белла Альтерман, представила партию фортепиано. Будучи прекрасным педагогом, блестящей пианисткой, берущая свои музыкальные корни еще от Берты Маранц и Марии Гринберг, она при всей своей внешней сдержанности, но внутренней напряженности и эмоциональности сразу вошла в ритм современного звучания. Имея многочисленный опыт исполнения музыки нашего времени, Б. Альтерман создала впечатление «своего» человека, давно уже познавшего всю прелесть нетрадиционного типа гармоний и интонаций.

Также как и в первом отделении, совместное звучание скрипки, флейты и фортепиано было разбавлено Тремя каноническими дуэтами для двух скрипок. Та же старинная форма предстала перед нами уже в духе «нового времени». Она перенесла нас в мир бурных, энергичных, реальных событий, а с другой стороны в мир фантазий, невероятных вымыслов, но все равно стремительно пытающихся отнести наши души далеко за пределы сознания. Все те же исполнительницы партий скрипок С. Пропищан и С. Зверева сочетая прежнее гармоничное и слаженное звучание с новой, казалось бы, вовсе не певучей мелодикой  перевоплотились под стать «новой» музыке.

Второе отделение проецирует нам новый взгляд на мир, опираясь на прежние формы, но демонстрируя их в другом обличии. Иные гармонии, интонации, ритмический строй, но суть та же. Музыка лишь знакомит нас с тем, какой мир был и каким он стал, о чем тогда думали люди и что беспокоит их сейчас.

Именно это качество позволяет судить о том, что какая бы музыка ни была, старая или новая, она, так или иначе несет в себе некую первоцель, как и любой вид искусства: облагородить душу человека.

Кроме этого музыка сближает нас. Как во времена средневековья у людей были определенные проблемы, так и в наши времена эти проблемы все также актуальны. Будут ли они бытовые, или нравственные. Проводя параллели между прошлым и настоящим, можно всегда увидеть прочный каркас, основывающийся именно на понятии человеческой души.

Не знаю, имели ли в виду музыканты нечто подобное, создавая эту концертную тематику, но я считаю, что некоторые философские размышления на тему взаимосвязи прошлого и нынешнего времени возникли бы у любого человека, посетившего данный концерт.

Категория: Меломан | Добавил: Admin (16.11.2012) | Автор: Анная Дедюхина
Просмотров: 468 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]