Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
2 декабря 2013 года в Большом зале консерватории состоялся концерт, посвященный 180-летию со дня рождения Иоганнеса Брамса. Я пришел рано, и, дожидаясь начала, стал с интересом рассматривать всех, кто сидел рядом со мной. Моё внимание привлекла юная, симпатичная девушка. Она явно была здесь впервые: чувствовала себя неуверенно, озиралась по сторонам, с интересом поглядывала на орган. Я уж было собрался с ней познакомиться, но тут начался концерт, и я погрузился в прекрасный мир музыки Брамса. Музыка настолько меня увлекла, что я забыл о милой незнакомке. А когда же концерт закончился, вновь бросил на неё взгляд. Было видно, что концерт ей очень понравился: глаза горели, губы улыбались. Мне захотелось поговорить с ней. Проскользнув мимо меня, она вышла из зала. Я поспешил догнать её, и мы, наконец, познакомились... …В консерваторию она попала случайно. Подруга, которая не могла пойти на концерт, предложила билет. И моя героиня, далёкая, в общем-то, от классической музыки, решила, что всё надо в жизни попробовать. Мы шли по улице. Темнело, дул теплый ветерок… «Вы знаете, как только я зашла в консерваторию, меня охватило какое-то незнакомое ощущение, абсолютно отличное от того, что испытываешь в обычной жизни, как будто я попала в другой мир: таинственный и строгий, где живет дух музыкантов прошлого», - продолжала моя спутница. «Меня поразила красота Большого зала: высокие стены с барочными украшениями, красивая огромная люстра. И композиторы с портретов словно наблюдают за исполнителями и слушателями». Мы шли, а я тихо улыбался, а иногда умилялся её восторгу. Мы, завсегдатаи этих стен, редко настолько остро воспринимаем всё особую ауру консерватории. «И до чего у вас красивый и величественный орган! В нём дух иного времени. Так и кажется, что сейчас выйдет музыкант в парике, коснется клавиш и зазвучит старинная музыка. Конечно же я сразу подумала: вот бы его услышать! И чудо — во втором отделении он зазвучал. Божественная музыка!». Признаюсь, я тоже получил несравненное удовольствие от Тринадцатого псалма Брамса в исполнении Женского хора консерватории под управлением профессора Н.И. Покровского и Александры Косицкой (орган). «И лектору спасибо за рассказ о Брамсе — будет чем отчитаться перед подругой». Тут уж я не растерялся, и как начал выдавать всё, что когда-то впитал на лекциях по ИЗМ, что нахватался при подготовке к семинарам. Никак не ожидал, что всё это может мне пригодиться именно в такую минуту! Я блистал как никогда. Вспомнил, что отец его играл на контрабасе, что научил сына играть на нескольких струнных и духовых инструментах, что когда умер Мендельсон, учитель Брамса сказал: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идёт ему на смену — это Брамс». Моя спутница слушала всё с искренним вниманием, удивляясь, спрашивая. А я всё более и более распалялся. Когда же речь зашла о любви Брамса к Кларе Шуман, я понял, что это мой звёздный час. Я рассказывал, что Клара была старше его на 13 лет, что он писал ей нежные письма, что это прекрасное чувство он пронес в своем сердце через всю жизнь, но так и не решился сделать Кларе предложение после смерти ее мужа. Видимо, почувствовав щекотливость темы, моя спутница поспешила перевести разговор на концерт. «Вы знаете, я восторгалась каждым звуком, каждой нотой!», - с неестественным воодушевлением начала она. «Когда играл дуэт О.Василенко и И.Лежневой, на волнах музыки я словно уносилась высоко в облака и парила в заоблачной выси, замирая от восторга». «А как прекрасен был Александр Рыбин!» Снисходительно улыбаясь на чрезмерную реакцию девушки, я должен был признать, что она была права в своих пристрастиях. А.Рыбин и меня поразил своей игрой: техничной, выразительной, с каким-то особенным прикосновением к клавишам, которое как гипноз, завораживало, приковывало внимание, заставляло вслушиваться. А ещё моя спутница влюбилась в тембр кларнета. Действительно, Соната №2 для кларнета и фортепиано, прозвучавшая в исполнении Александра Самарина (кларнет) и Ольги Гринес (фортепиано) оставила очень теплый свет в душе. Когда слушаешь эту музыку, кажется, что разговаривают два человека: мужчина и женщина. Они то нежно и ласково беседуют друг с другом, то начинают спорить между собой. Мы приближались к остановке, и я с грустью думал о предстоящем расставании. Чтобы как-то её удержать, я начал рассказывать весёлые истории из жизни моего дорогого Брамса, который за этот вечер стал мне словно родным. Вспомнил, например, как, будучи близоруким, но неносящим очков человеком, он шутил, что благодаря этому много плохого ускользает из поля его зрения. Или, как после прохождения курса лечения на немецком курорте на вопрос врача, всем ли он доволен, Брамс ответил: «Спасибо, все болезни, которые я привез, увожу обратно». Мы подошли к остановке. Она похвасталась диском с музыкой И. Брамса, который успела купить по дороге на концерт, и заверила меня, что вечером, когда её захочется помолчать, подумать, она зажжет свечи и включит музыку прекрасного композитора. «Спасибо Вам, теперь Брамс навсегда в моём сердце!» Она улыбнулась и впорхнула в троллейбус... А я остался стоять на пустой остановке. Да, да, сердце её теперь отдано Брамсу... Ну что ж, действительно, гениальный композитор. Не поспоришь...
Кулагина Светлана | |
Просмотров: 440 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |