Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
Первые на Фестивале или День второй. «Хоровое искусство – это жизнь! Это мучение, радость, любовь...» Людмила Лицова Когда официальное открытие форума ещё только ожидало своего часа, новый
фестивальный день уже начался. Утром 5 ноября в Нижегородскую консерваторию
прибыли первые именитые гости: Хор Казанской государственной консерватории
им. Н.Г. Жиганова и Саратовский губернский театр хоровой музыки. В 11. 00 на сцену Большого зала вышли артисты Саратовского коллектива.
"Мы просто проведём репетицию, — сказала перед началом
мастер-класса его руководитель Заслуженный деятель искусств РФ
Л.А. Лицова, — Мы не виделись две недели, и мне хочется, чтобы они были
"у меня в руках"к вечернему концерту". Надо сказать, что не
только артисты хора через пару замечаний оказались "в руках"
дирижёра, выпрямились, подтянулись превратились в слух, но и все присутствующие
на репетиции в качестве слушателей попали под влияние мощной энергетики этой
обаятельной женщины. Казалось, обернись она в зал, покажи ауфтакт и все тут же
вступят. Она работала истово, властно, неожиданно, порой резко. Но ей всё можно
было простить за тот результат, который возникал. Дирижёр мастерски
прорисовывала штрихи на звучащем холсте: отточенная артикуляция, тончайшая
нюансировка, филигранный образ. Несмотря на то, что элементы сценического
действия коллектив не использует, исполнение насыщено театральностью — глубиной
психологического действия. "Театр это не принадлежность к сцене и к
дому, театр в том, как прочитывается произведение, — говорит Людмила
Лицова. — Если вы сопереживаете, если у вас родились какие-то очевидные
эмоции, если у вас однозначное зрительное представление рождается, значит это
театр. Театр внутри нас самих".
И вот наступил момент Торжественного открытия фестиваля. Зал полон гостей.
На сцене портрет Льва Сивухина, застывшего в дирижёрском жесте. Музыканты
Нижегородской консерватории приветствуют участников фестиваля. В качестве
эпиграфа (на этот раз инструментально-хорового) звучит "Песнь судьбы"
И. Брамса в стройном и торжественном исполнении Смешанного хора ННГК и
Симфонического оркестра студентов ННГК под управлением профессора
Н. Покровского. управлением профессора Н. Покровского. Музыкальную эстафету принял Хор студентов Казанской государственной
консерватории под управлением Заслуженного деятеля искусств Республики
Татарстан и РФ Владислава Лукьянова. Исполнительский почерк коллектива, во
многом, — отражение творческой индивидуальности его руководителя. Жест
Владислава Лукьянова лаконичен и четко очерчен, и это ясно сказывается в
звучании хора: академически добротном, технически безупречным и отзывчивым.
Большую часть произведений, представленных этим коллективом, составили духовные
и паралитургические сочинения: Духовные концерты "В молитвах неусыпающую
Богородицу" С. Рахманинова и "Неизреченное чудо"
Г. Свиридова, древнерусский духовный стих "Душа моя прегрешная"
в обр. В. Калистратова и др. И в этом стремлении к возвышенному миру —
особое "лицо" Хора Казанской консерватории. Камерной музыкальной интермедией открылось второе отделение концерта: Елена Смолянская и Екатерина Флёрова исполнили Две мелодии для виолончели и фортепиано Г. Форе. В романтически пламенном порыве музыки была та лёгкая взволнованность, которая подготовила слушателей к восприятию последующего хорового действа. На сцене коллектив Людмилы Лицовой. Те эскизные варианты, которые мы слышали на мастер-классе, теперь захватили своим полнозвучием. Одна звуковая фреска сменяла другую. «Поклон» Л. Сивухина, «Pater noster» Г. Шютц, «Ноктюрн» А. Аренского, «Последний плач гармошки» из кантаты «Сокровенны разговоры» Н. Сидельникова, «Буря морская» К. Проснака. И, конечно, сочинения нижегородских композиторов: «Сахар был сладок» Э. Фертельмейстера и «Колыбельная» из к/ф «Цирк» в обработке С. Смирнова. "Чем сильна хоровая музыка?" — на этот вопрос в интервью Людмила Алексеевна ответила так: "Во-первых, в ней есть слово. Слово может ранить, может человека вылечить, может человеку придать силы. Во-вторых, хоровая музыка объединяет людей. Когда буквально от дыхания человека рядом стоящего зависит то, какой дальше будет звук, ты должен рассчитать свой вздох. Ты не можешь как попало вздохнуть. А самое главное — все вместе должны вздохнуть по руке. Хоровое искусство — это очень сильно".Это было, действительно, очень сильно. Зал апплодировал стоя. После столь мощного хорового аккорда ясно: хоровое искусство — великое искусство.
Материал подготовили студенты кафедры музыкальной журналистики Нижегородской консерватории под руководством преп. О.В. Капустян | |
Просмотров: 827 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |