Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
В зале не оставалось практически ни одного свободного места. И это вполне объяснимо. Ведь мы привыкли к тому, что ударные инструменты, как правило, входят в состав ансамблей или оркестров, звучат лишь в определённых моментах, когда того требует композиторский замысел. Так, многие присутствующие на концерте, впервые услышали музыку, в которой ударные, представлены как самостоятельные инструменты в различных составах, нетрадиционных по количеству и неожиданных по сочетанию. На одной сцене было представлено около 100 инструментов: академических, электронных, национальных и даже утилитарных, не имеющих по своей природе отношения к музыкальному инструменту вообще. Более пятидесяти из них были задействованы в «Бразильских мотивах» Нея Розауро. Вся концертная программа пестрила незнакомыми широкой публике именами авторов и необычными названиями. Например, лауреат Всероссийского конкурса Алексей Поспелов, исполнил соло на маримбе «Ветер в стеблях бамбука» Кейко Абе и «Сеньор мышь» Чик Кореа. Некоторые произведения впервые звучали на Нижегородской сцене. Так, концерт был открыт премьерным исполнением «Мимикрии» Нильса Рохвера. Многие музыканты утверждают, что ударные инструменты, это сердце любого ансамбля, которое обязано биться надёжно и ровно. Один маленький сбой, и музыка рассыпается в «какафонию». Трудно с этим не согласиться. Получается, что перед слушателями в этот вечер предстал целый «ансамбль сердец». И вся эта сила и мощь, которой бы хватило как минимум на несколько симфонических оркестров, была сконцентрирована на одной сцене, завораживая слушателей своим первобытным, магическим звучанием. Мне, человеку незнакомому с тайнами профессионального исполнительского мастерства на ударных инструментах, не представляется возможным в полной мере оценить тот объём работы, который был проделан музыкантами. Я видела лишь результат этого труда, помноженный на талант, музыкальность, и яркий артистизм. В связи с этим, мне вспомнился один рассказ Куприна, в котором старый полковой барабанщик, объяснял молодому, как нужно играть марши. Он приложил к стене медный пятак и отбивал по нему палочками дробь таким образом, что пятак не падал, а «висел» на стене будто приклеенный. Представьте себе, с какой скоростью и точностью должны ложиться палочки на монету, чтобы возник такой эффект! А ещё попробуйте вообразить человека, который держит пальцами рук и ног четыре шариковые ручки и пишет одновременно четыре разных текста. Или один текст, но на разных языках. Подобная зарисовка может показаться вам комичной, но ведь именно по такому принципу профессиональные «ударники» и работают. Показательно в этом отношении исполнение Алексея Поспелова «Каденции для шести литавр» Петра Садло. Каждый из инструментов оснащён специальной педалью, с помощью которой производится их настройка. Зрители слышали, как во время исполнения этого очень техничного произведения, солист, ногами перестраивал высоту звучания. Сперва Алексей играл в одной тональности, затем, происходила их смена и чередование, преобразующее звучание в подобие мощной пляски. Заслуженный артист России, профессор Игорь Кораллов утверждает, что главный секрет исполнительского мастерства заключается в систематических занятиях. - Мы редко берём для себя выходные или отпуск, мои студенты постоянно находятся в исполнительском контексте, как в рамках нашего класса, так и за его пределами. Многие из них работают в профессиональных музыкальных коллективах, где приходится много выступать и репетировать. К тому же, мы постоянно посещаем различные концерты, участвуем во всевозможных конкурсах и фестивалях, общаемся с интересными музыкантами и методистами. Такая занятость способствует росту исполнительского мастерства. Мои студенты не готовятся к конкретному зачёту или экзамену по специальности, они трудятся – постоянно. У каждого из них есть свой творческий багаж. Возможно, я раскрою секрет, но о дате концерта, мы узнали за двадцать дней. И мне не составило большого труда определиться с программой, поскольку вся она уже находилась в работе. Необычность концерта была дополнена звукоусиливающей и световой техникой. - Я понял, что эта программа требует новой, необычной подачи, – говорит Игорь Кораллов – именно поэтому, мне и захотелось дополнить слуховую и визуальную картинку различными эффектами. Звуковая техника усиливала и углубляла диапазон звучания, в то время, как постоянно меняющееся освещение - усиливало слуховые ощущения. После того как слушатели заняли свои места, в зале погас свет, и лишь приглушённые неоновые тона озаряли сцену, которая, на протяжении всего концерта, окрашивалась различными цветами и оттенками. На потолок проецировались причудливые геометрические фигуры, а орган, воспринимался как солидный старец, наблюдающий за происходящим. И всё внимание зрителей было сконцентрировано на магических звуках музыки. Стоит отметить, что идея использования световой техники во время исполнения академической музыки, сама по себе довольно интересная и что немаловажно – свежая, для консерватории. Однако, смена оттенков и различных геометрических фигур, скорее носила хаотический характер, и не подразумевала какой либо определённой концепции. Об этом говорит и сам Игорь Кораллов:«Конечно, отдельно выписанной световой партитуры не было. Использование звукоусиливающей и световой техники являлось ни чем иным, как импровизацией, способствующей увеличению остроты восприятия музыки». Сегодня «благодаря» телевидению, у широкого зрителя сложились стереотипные представления о том, как ведут себя на сцене рок-музыканты. Почему я говорю именно о них? Да потому что именно на их концертах, зрители чаще всего знакомятся с ударной установкой, получают свои впечатления и познания об этой группе музыкальных инструментов. Так, часто приходится наблюдать, как музыканты в «творческом порыве», будучи не в силах сдерживать эмоции, совершают телодвижения, которым, могут позавидовать даже акробаты. Многие рок-исполнители объясняют свои «тройные тулупы» на сцене – особым состоянием единения с музыкой, так называемым куражом. В рамках данной статьи, мне бы не хотелось задаваться вопросом – зачем они это делают. Напротив, интерес вызывает другой вопрос, заданный мне одним из слушателей нашего концерта. (Стоит заметить, что этот слушатель впервые присутствовал в академическом концертном зале). Его заинтересовало сдержанное поведение музыкантов на сцене. Очень искренне прозвучал вопрос «Почему они исполнители так спокойны, неужели они не получают удовольствие от игры? Ведь рок-музыканты говорят, что когда заканчиваются ноты - начинаются эмоции, которые они стараются передать внешне». Что можно сказать в ответ? Рок-музыканты вольны думать и поступать, так как им подсказывает их музыкантское чутьё. Видимо у консерваторских ударников, нет нехватки в нотах или в исполнительском мастерстве, от которого нужно отвлекать внимание слушателей «тройными тулупами эмоций». В этот вечер были представлены и сольные номера, и дуэты, но особо хочется выделить именно ансамблевые выступления, которые составили вторую половину концерта. С большой теплотой, зал принимал «Бразильские мотивы» Нея Розауро. Это произведение отличалось богатыми звукоизобразительными эффектами, которые достигались игрой как на традиционных инструментах, так и на неожиданно звучащих бытовых предметах. Были задействованы рюмки с водой, металлические пласты, различные сковородки, кастрюли, свистульки и даже орехи и воздушные шарики. Эти небольшие зарисовки картин природы, будоражили воображение слушателей, перед которыми почти зримо возникали очертания ночного леса, слышались шум дождя, журчание воды, шелест листьев… и вот, все лесные звуки притихли, затаились словно при приближении осторожного хищника. Затаился и зал. Только тёплый ветерок продолжал трепать почти невесомую листву сонных деревьев. Вдруг, из-за кустов, донесся почти осязаемый крик потревоженной лесной птицы. Она резко встрепенулась, словно испугалась собственного голоса, и мгновенно порхнула в полумрак соседнего дерева. Тут и там раздавались переклички лесной жизни. Всё это звуковое богатство предстало перед слушателем, который изо всех сил старался не издавать ни единого шороха, боясь вмешаться в эту звуковую идиллию. Все присутствующие моментально оказались в гуще событий, в самом сердце ночной тайны. И эта тайна, живая и сокровенная, которая раскрывается здесь и сейчас, по достоинству была одарена благодарными аплодисментами. Действительно, публика очень тепло и радушно принимала музыкантов. Во время исполнения одного из самых техничных произведений программы, в зале, полностью погас свет. Конечно, это не было задумано, просто произошёл электро-технический сбой. Зал погрузился в темноту. Все затаили дыхание… а музыка продолжала звучать! Все понимали, что именно сейчас, на сцене происходит что-то невероятное, то, что не поддаётся ни какому объяснению. Зал взорвался аплодисментами. Впоследствии, Игорь Кораллов сказал, что испытал в этот момент большую гордость за своих воспитанников. - Они смогли справиться с этой ситуацией, выйдя из неё победителями. Зал их принял. Такая поддержка – дорогого стоит. Могу представить, что у них творилось в сердцах. Наверное, каждому хоть раз доводилось бывать в цирке, и видеть акробатов, которые каждую секунду рискуют своей собственной жизнью. Когда им не удаётся сделать какой либо трюк с первой попытки, они идут на второй, и на третий заход. И когда наконец, этот заветный, сложный трюк получается – публика, просто влюбляется в артиста. Что-то подобное произошло и в этот вечер. Стоит отметить, что в программе концерта звучала музыка, преимущественно зарубежных композиторов. Исключением, стало исполнение антракта к третьему действию оперы «Нос» Шостаковича, в котором были задействованы все участники концерта. Возможно, это связано с тем, что в России, внимание к ударным инструментам возникло куда позднее чем в таких странах как Америка, Франция, Англия, Германия... Лишь в семидесятых годах, в России к музыке ударных проявили большой интерес Родион Щедрин, Софья Губайдуллина, Эдисон Денисов. Однако, долгие годы, стояла острая проблема с популяризацией этой музыки из-за отсутствия широкого инструментария. У редких московских и петербургских оркестров была возможность исполнения музыки для ударных инструментов. Для остальных же городов, это было недоступно. Игорь Кораллов заявляет, что сегодня преодолен этот барьер дефицита:. - Мы очень благодарны руководству консерватории, которое уделяет большое внимание нашей кафедре. Постоянно ведётся работа по расширению инструментария. Я сам являюсь концертирующим музыкантом, часто выезжаю за рубеж, и с каждой поездки стараюсь обязательно привозить что-нибудь новое – пополняю репертуар и библиотеку. Естественно, новые возможности, позволяют нам готовить не просто музыкантов ансамблевого класса, как это было в годы становления нашей кафедры, а настоящих сольных, концертных исполнителей. В том, что каждый студент класса ударных инструментов является именно солистом, мы могли убедиться на данном концерте. К тому же, многие из них постоянно принимают участие в различных конкурсах и фестивалях, демонстрируя высокий профессионализм на всероссийском и международном уровне. И сегодня, кафедра ударных инструментов Нижегородской консерватории, представляет собой крепкий, сложившийся коллектив, который постоянно гастролирует как в Нижегородской области, так и в других городах. Людмила Сироткина. | |
Просмотров: 448 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |