Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
![]() Не каждый из восьми певцов вокального ансамбля имеет профессиональное музыкальное образование. Однако многолетняя практика хорового пения, стремление совершенствоваться, интенсивные репетиции дали им возможность свободно ориентироваться в различных жанрах. Творческое «горение» всегда возвращается сторицей в искренней зрительской любви. Выступления «Вечернего звона» неизменно проходят при полных залах. Ансамбль сформировался в 1971 году. Первым его руководителем был преподаватель калужского музыкального училища, талантливый хормейстер и вокалист Владимир Ильин, а первыми участниками - солисты Калужского академического мужского хора. И сейчас музыкальный почерк ансамблистов выделяет их из множества калужских вокальных коллективов. Свежесть и яркость тембров, чистота интонации, точность исполнения ритмического рисунка – характерные черты этого коллектива. А ещё «Вечерний звон» всегда отличался бережным отношением к исконной русской певческой традиции. В 1993 году ансамбль пригласили работать в калужский областной научно-методический центр – объединение, собравшее лучших представителей культуры нашего региона. Уже через полгода «Вечернему звону» присвоили звание народного коллектива, а музыканты получили возможность и заслуженное право выступать на ведущих площадках Калуги и совершенствовать своё мастерство. Велика в том заслуга и руководителя ансамбля, лауреата Всероссийского конкурса хоровых дирижёров и лауреата Международного конкурса вокалистов Вадима Прикладовского, человека сурового и неулыбчивого, на первый взгляд. Но это обманчивое впечатление. Оно подчас мешает союзу музыкантов выстроить конструктивные отношения «вне сцены», но помогает сосредоточиться во время концерта. Во второй день Рождества Христова строгий дирижёр вновь «суховато» представил свой коллектив. Ощущение аскетичности и строгости происходящего усиливалось и внешним обликом хористов. Выбранные в этот вечер костюмы напоминали одежду православных церковнослужителей – подрясники. С первых аккордов чувство отстранённости пропало, и публика окунулась в чарующий мир хоровой архаики.
Что касается распевов обиходных, сейчас в репертуаре коллектива они звучат особенно близко к живой, церковной традиции. Речь идёт об оригинальной, характерной только для калужских храмов расстановки акцентов и гармонических интерпретаций в канонических произведениях обиходного распева. Во многом этой аутентично-региональной точности способствует то, что В. Прикладовский параллельно с работой в «Вечернем звоне» руководит братским хором в монастыре Свято-Успенской Тихоновой пустыни. Программу выступления «Вечерний звон» выстроил «от простого к сложному», от песнопений, принадлежащих перу анонимов (Великая ектения Киево-Печерского распева, тропари по Непорочных 5-го гласа знаменного распева «Благословен еси Господи…») к шедеврам авторской церковной русской классики («Свете Тихий» А. Никольского, «Богородице Дево, радуйся» А. Кастальского, «Да исправится молитва моя» П. Чеснокова, «Стих о Голубиной книге» Н. Римского-Корсакова). Это «золотой фонд» православной духовной музыки. Подобный репертуар широко практикуется церковными хорами. Но эти произведения знают и любят в светских коллективах. Красота, духовная сила этих творений неоспорима. А вот мнение о том, что подобную музыку неуместно исполнять «вне стен храма» услышишь часто. Сейчас много спорят, что теряет и что приобретает духовное сочинение с точки зрения церковного канона, выносимое на концертную сцену? Задача литургического пения - дополнять и усиливать молитвенное состояние человека в храме. Музыка здесь имеет, прежде всего, прикладное значение. Священнослужители часто корректируют ход службы и выбор произведений регентом. Так, нередко услышишь от опытных руководителей церковных хоров, что настоятель храма после службы «выговаривал» за то, что произведение звучало слишком долго (пришлось ждать, чтобы продолжать ход литургии), или наоборот слишком быстро (не успели прочитать молитву). Яркость, художественность, выразительность исполнения и индивидуальность языка композитора, к сожалению, иногда бывают не «ко двору». Это не просто мешает, а иногда и раздражает священников и прихожан. Служители культа и верующие жалуются, что яркая индивидуальная музыка отвлекает их от молитвы. По той же причине в конце XIX века была запрещена Литургия П.Чайковского для исполнения на богослужениях. Да и известное своей сложностью Всенощное Бдение С. Рахманинова также крайне редко услышишь в наших храмах. Исполнение требует много сил, эмоционального и умственного напряжения, а ещё - большого состава профессионального певцов.
Тем не менее, факт остаётся фактом. Подобная музыка может донести богословское и нравственное содержание религиозного текста через эмоциональное переживание слушателей и в условиях концерта. Она имеет безусловное миссионерское значение. В этом вопросе за публикой остаётся последнее слово. А вот исполнение всегда должно быть безупречным - и в храме, и на сцене. Так считают солисты вокального ансамбля «Вечерний звон» баритон И. Болдырев и тенор В. Тантлевский. Музыканты солировали дважды в этот вечер. В авторском переложении для мужского хора и солистов В. Прикладовского в программе концерта впервые прозвучали хоровой концерт «Не имамы иные помощи» Б. Ледковского и редко исполняемое произведение белорусского композитора Ирины Денисовой «Оком благоутробным, Господи».
Одним из
запоминающихся номеров вечера стало переложение В. Прикладовским для мужского
хора тропаря 4-го гласа «Богородица Дево, радуйся…» из Всенощного бдения С.
Рахманинова. Молитва и дала название концерту. Сюжет её прост. Она основана на
цитатах из Евангелия от Луки и Матфея. Это приветствие Архангела Гавриила Деве
Марии в момент Благовещения. В рождественский праздник «Вечерний Звон»
делает акцент на молитве, посвящённой Богородице. Именно это
песнопение и завершило концерт для калужан во второй день зимних каникул. Искреннее желание раскрыть
красоту и глубину шедевров церковной музыки, было оценено публикой благодарными аплодисментами. И здесь они уместны, с
условием, что существует разница в восприятии услышанного. Для одного человека
- это художественное произведение, а для другого - сладость общения с
Богом, независимо от места звучания сакральных
творений.
| |
Просмотров: 495 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |