Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
«Журналистика — это организованное злословие» (Оскар Уайльд) «Я пишу, потому что хочу изобличить ложь…» (Джордж Оруэлл)
Чему призвана служить журналистика? Каковы ее отрицательные и положительные стороны? Эти и другие вопросы были подняты на фестивале «Профессия: журналист», впервые проходившем в Нижнем Новгороде в начале марта. За время трехдневного марафона в киноцентре «Рекорд» публике были представлены документальные и художественные российские фильмы, призеры одноименного фестиваля, проходившего в Москве в ноябре 2010 года. Привлечь внимание зрителей к профессии, изменить их отношение к журналистам, увидеть палитру происходящего в журналистике сегодня – таковы были устремления организаторов: Гильдии кинорежиссеров, Союза журналистов России и Посольства Королевства Нидерландов в РФ. Была ли задача фестиваля выполнена, нельзя сказать однозначно, потому что, к сожалению, очень немного людей посмотрели киноленты, да и в широкий прокат многие из картин не попадут. Зато во время встреч с режиссерами или продюсерами порадовало небезучастное отношение нашей публики к тем проблемам, которые всплывали в том или ином фильме. Скажем, во время обсуждения «Специалиста» Елены Сорокиной одна пожилая зрительница выступила с очень уместной репликой: «Посмотрев подобные картины, многие начинающие журналисты станут бояться – очень опасная работа. Смысл Вашего кино – призвать молодых людей в профессию или же, наоборот, заставить их хорошо подумать, прежде чем сделать выбор?» На что Е. Сорокина ответила:«Наверное, подумать…». В этом же ключе размышляет известный журналист Матвей Ганапольский в книге «Кисло-сладкая журналистика»: «Конечно, если вы будете репортером со светских тусовок, то вам опасаться нечего. В крайнем случае, какая‑нибудь звезда бросит в вас коктейль за назойливость. Но однажды вдруг вы решите написать о всяких безобразиях, потому что они Когда-то моя мама сказала: «Таня, ты только не вздумай пойти в журналистику. Вдруг тебя куда-нибудь отправят…». Отправят в «горячую точку», хотела она сказать. Как правило, «горячими» называют те места, в которых даже в мирное время идут боевые действия. Я бы добавила сюда и зоны повышенной опасности для человека: вспомним репортажи из стран африканского континента, из радиационной зоны АЭС «Фукусима», из российской глубинки, густо задымленной от лесных пожаров, и так далее. Подвергая свою жизнь опасности, журналисты сообщают нам последние новости – такие бесстрашные люди достойны уважения. Пожалуй, риск стал главной темой для размышлений на фестивале, и основная доля этих раздумий выпала на документальные фильмы, такие как: «Артем Боровик. Последний полет» Э. Левиевой,«Терроризм как реклама» С. Холодного и «Александр Устинов. Забытый дневник» Ф. Деревянского.
Артем Боровик вероятным, что журналист поплатился за свою независимую принципиальную позицию. «Политический обозреватель – это тот, кто способен сформулировать интересы власть имущих» (Генри Киссинджер) «Каждый президент должен иметь право убивать двух журналистов в год — без объяснения причин» (Герберт Гувер, 31-й президент США) Федор Михайлович Достоевский... Вы помните, что он всю жизнь занимался публицистикой? Сначала в журналах «Время» и «Эпоха», издаваемых его братом Михаилом, а затем – в «Дневнике писателя». Милосердие и сострадание к людям – вот его позиция, которой он никогда не изменял. Недаром в одном из самых ярких своих журналистских очерков он восхищался Пушкиным (который тоже был журналистом) за его ”всечеловечность”, которая есть дар понимания всех народов и цивилизаций. Достоевский неоднократно страдал за свою гражданскую позицию, например, однажды братья разместили на страницах журнала политически неоднозначную статью, после чего его попросту закрыли. Эти события стали одной из сюжетных линий фильма Евгения и Алексея Ташковых «Три женщины Достоевского», завершавшего кинофестиваль. Что-то изменилось со времен Достоевского? Судя по всему, почти ничего. «Комментарии свободны, но факты священны» «Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой» (А. Камю)
Своеобразный опыт общения с боевиками имел и Матвей Ганапольский. Будучи ведущим на радио «Эхо Москвы», он беседовал в прямом эфире с террористами (по настоянию последних), которые захватили Театральный центр на Дубровке в октябре 2002 года. В книге «Кисло-сладкая журналистика» М. Ганапольский с ужасом вспоминает эти события и раскаивается в том, что считал тогда этот разговор профессиональной удачей: «Сейчас в России существует четкое законодательство, что террористам и людям, обвиненным в террористической деятельности, запрещается давать эфир. Их запрещается показывать по телевизору, давать их голоса по радио и приводить их прямые цитаты. И я с подобным решением абсолютно согласен. Более того, скажу, что иногда мне совершенно непонятно, почему в некоторых странах считается большой журналистской удачей взять интервью у какого-нибудь негодяя. Я понимаю, что крайне важно, чтобы в эфире были представлены разные точки зрения, но мне кажется, что человек, заявляющий, что он совершил один теракт и скоро совершит следующий, не может получить эфир, потому что причины, о которых он рассказывает журналисту, должен выслушивать только тюремный психиатр». Журналисты гибли каждые 3 дня 2010 года, – сообщает организация Press Emblem Campaign. Не зря эта профессия считается одной из самых опасных (хотя с этим мнением соглашается лишь семь процентов россиян). Всегда ли было так? Бросая взгляд в прошлое, мы приходим к выводу, что всегда. Под свист бомб и под градом пуль приходилось работать репортерам во время Великой Отечественной войны, и, благодаря их самоотверженному труду, мы имеем сейчас хронику тех лет. Некоторые из них писали дневники и оставили ценные воспоминания. Таким был /…/ Ровно в восемь грянул первый выстрел, и началось. Мороз градусов восемнадцать, недалеко от нас танковый корпус сосредотачивается для атаки, на штурмовку пошли девять наших ИЛ-ов, (фото А. Устинова) из наблюдательного окошка видно, как двинулась целая армада наших танков пробивать передний край противника. Загорелся один, второй, несколько подорвалось на минах. К 11:30 были взяты три высоты, хорошо работает наша артиллерия. /…/ Неудовлетворен своей работой, из-за отсутствия машины не могу успевать за событиями. /…/ Из редак-ции на четыре мои просьбы о получении ма-териала даже не удосужились ответить. Вот как относятся наши руко-водители к делу. Не знаю, почему я всегда волнуюсь за посланный материал? /…/ Вечером увидел «Правду» за 23, 24 и 25 декабря – за все время не поместили ни одного снимка, работаешь – и зря, с ТАКИМ настроением хорошего не сотворишь…». «Литература — это искусство писать то, что будет прочитано дважды, а журналистика — то, что может быть схвачено с первого раза» (Сирил Конноли) «Я побаиваюсь журналистов. По-моему, они отдают интервью в печать еще до встречи со мной. Сами задают вопросы и сами же на них отвечают» (Джина Лоллобриджида)
Кто-то увидит себя в этом незадачливом юноше, а кто-то лишь усмехнется. Вот какими словами предварил показ режиссер и продюсер московской кинокомпании «Стелла Студио» Федор Попов: «Это фильм о непрофессиональном журналисте из маленькой газетки. Мне было интересно, что этот мальчик, легкомысленный неорганизованный шалопай, попадая в сложную ситуацию, постепенно превращается в мужчину. Выполняя свою задачу журналистскую, он совершает большой гражданский подвиг». Да, зритель действительно становится очевидцем становления характера героя, но… Дело в том, что на его месте мог оказаться любой человек, не обязательно журналист, то есть выходит, что сама профессия не сыграла особой роли в этом фильме, она просто стала поводом. Эта мысль была высказана одной зрительницей после просмотра, и режиссер, комментируя ее, признался: «Возможно, вы правы. В России не так много картин выпускается про журналистов, поэтому если в фильме будет небольшой эпизодик с ними, или хотя бы кто-то в кадре произнесет слово «журналист», то этого будет достаточно, чтобы картину пригласили на этот фестиваль. Точно так же было и на фестивале «Ангел лучезарный», патронируемым Святейшим Патриархом Кириллом и Светланой Медведевой. Один из фильмов, представленных на нем, называется «Петя по дороге в царствие небесное», в котором кроме названия ничего религиозного не было. Так что при выборе кинокартин логика не всегда бывает прямая и глубокая, часто, наоборот, поверхностная, но что тут плохого?». Плохого в этом, конечно, ничего нет, но как-то странно получается: фестиваль есть, а фильмов - … А может быть, они просто не доходят до зрителя? Вероятно, хорошие российские картины попросту тонут в пучине развлекательной продукции, заполонившей наши кинотеатры. «Сегодня залов не хватает для нашего кино, – делится своими мыслями заслуженный деятель искусств России, продюсер Андрей Разумовский, представлявший фильм «Три женщины Достоевского», – оно почти не показывается, хотя создается порядка ста фильмов в год. Лишь десять из них становятся более-менее прокатно-известными, а остальные складываются на полку. По большому счету, это трагедия. Среди этих ста фильмов есть и выдающиеся картины, которые получают призы в Венеции, в Берлине, они интересны где-то на Западе, но российские кинопрокатчики только открещиваются: мол, наши фильмы не способны «перебить» западные. Вот мы и стараемся делать такой точечный прокат – фестивали, показы по следам фестивалей, недели нового российского кино – потому что это, пожалуй, единственная возможность показать вам то, что мы делаем. Например, фильм «Три женщины Достоевского» тоже имеет пока только фестивальную судьбу, а выйдет ли он в широкий прокат – неизвестно. Кстати, когда мы предложили нескольким ведущим российским телеканалам показать его, нам объявили, что это не их формат, да и Достоевский у нас не тот: он не пьяница, не игрок, не больной – абсолютно нормальный писатель. Ищите другого Достоевского». «Перебить» иностранные фильмы, вероятно, нашим картинам действительно сложно: недостаточное финансирование, отсутствие ярких спецэффектов, которыми изобилуют некоторые зарубежные ленты и многое другое. А что нужно зрителю, по мнению прокатчиков? Захватывающий сюжет, многообразие сложнейших трюков, красивая картинка? Согласна, для кого-то именно это является определяющим признаком качества фильма, но не справедливо лишать остальных возможности смотреть иное кино. Прав был Андрей Разумовский, когда высказал пожелание хотя бы час прокатного времени отдавать российским фильмам. Возвращаясь к реалиям фестиваля «Профессия: журналист», приходится с сожалением констатировать, что в картине сегодняшней действительности, нарисованной российскими режиссерами, не нашлось места арт-журналисту. Это печальное стечение обстоятельств или суровая правда жизни? Думается, что последнее. Разве могут остро социальные и политические темы «тягаться» с проблемами культуры? Говорю это с долей иронии, потому что сама имею непосредственное отношение к арт-журналистике. Видимо, как в жизни наша сфера деятельности не столь значима (по крайней мере, складывается такое впечатление), так и в мире кино про нее не видят особого смысла говорить. А между тем, над сколькими интересными вопросами можно было бы поразмышлять: скажем, отличается ли арт-журналист от журналиста, пишущего на другие темы, какими качествами он должен обладать, с какими сложностями он сталкивается в профессии, в чем его предназначение? Может быть, когда-нибудь в будущем мы увидим такой фильм. Хотелось бы верить в это, ну а пока остается ждать следующего фестиваля. 2 курс ФДО | |
Просмотров: 414 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |