Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». Д. Шостакович. Чаще всего композиторские юбилеи отмечаются чередой концертов, фестивалей, раскрывающих все грани творчества героев торжества. А как быть, если музыку композитора во всем мире знают от ноты до ноты? Рискнуть и представить на суд публики новую, «авангардную» интерпретацию репертуарных опусов? Есть другой, не менее плодотворный путь — порадовать слушателей исключительно любимыми шедеврами. Можно наполнить программы редко исполняемыми сочинениями или подойти к событию с позиции «золотой середины». В этом году музыкальный мир столкнулся с этой, почти неразрешимой, дилеммой — что делать, когда отмечается 175-летний юбилей едва ли не самого любимого на всей планете композитора Петра Ильича Чайковского? Это событие празднуется в 2015 году повсеместно. Театры, концертные залы, концертные организации, музеи – все, так или иначе, чаще обычного включают имя Чайковского в свои афиши. Казалось бы, оперы и балеты композитора знает даже тот, кто совсем далек от классического искусства. Чем может удивить публику оперный театр в юбилейный год композитора? Ответ напрашивается сам собой – представить на суд меломанов и профессионалов новую, «авангардную» постановку. К этому сценарию обратились как главные, так и региональные театры страны. Однако, Большому театру в этом сезоне не очень-то везет на новые интерпретации опер великого русского романтика. «Пиковая дама» в постановке Льва Додина и «Иоланта» в режиссерском решении Сергея Женовача, если верить мнению авторитетных музыкальных критиков, потерпели провал. Мало того, что премьера «Пиковой дамы» вовсе не премьера, («глядя на нее, чувствуешь себя как зритель провинциального театра, к которому через 20 лет после громкого дебюта и бурной жизни доехал, скажем, какой-нибудь легендарный спектакль Конвичного» — Ю. Бедерова, газета «Коммерсант»), так это еще и «тяжелая работа для публики», как пишет тот же самый автор. Вслед за ней посыпались подобные, не менее едкие высказывания «акул пера» по поводу «Пиковой дамы». «Тройка, семерка, а кто же туз? Ответ очевиден: режиссер, не поладивший ни с либреттистом, ни с композитором» — И. Корябин, портал Belcanto.ru. А Е. Кретова из «Московского Комсомольца» считает, что «Додин пересочинил сюжет оперы Чайковского на свой лад и, видимо, таким образом отомстил Петру Ильичу за то, что тот в свое время «пересочинил» сюжет Пушкина». Та же судьба в откликах музыкальных критиков и реакции публики постигла «Иоланту». «Прогрессирующая режиссерская слепота как болезнь XXI века. Отгадайте загадку: «Ни балет, ни опера – ни рыба, ни мясо». Ответ очевиден: новая постановка «Иоланты» Чайковского в Большом театре России» - И. Корябин, портал Belcanto.ru. «Опять двойка» - название статьи Е. Бирюковой, портал Colta.ru. Не слишком заметно прошел ноябрьский премьерный показ «Опричника» (режиссер Виктор Высоцкий) в Концертном зале Мариинки. Сценически невезучая опера композитора и в этот раз пострадала: «Музыка Чайковского и неплохое в целом исполнение не могли восполнить недостатки постановки», - пишет маститый театральный критик Г.Садых-Заде в газете «Ведомости». Финиширует ли год премьерной постановкой «Лебединого озера» в Пермском театре оперы и балета (в редакции Алексея Мирошниченко) – этот вопрос остается пока открытым. Премьера, намеченная на ноябрь, перенесена на излет юбилейного года и совсем не по творческим соображениям. Будет ли это достойным завершением года Чайковского в родных пенатах или очередным вызовом традиции – покажет время. Но истины ради, нельзя пройти мимо триумфальных интерпретаций театральных творений композитора в 2015 году, к коим в первых рядах бесспорно относится аутентичное возобновление «Спящей красавицы» в хореографии М.Петипа, сделанное с большим тщанием и погружением в архивные материалы, вывезенные в свое время из России, Алексеем Ратманским для Американского балетного театра. Однако, познакомившись в целом с оценками критики по поводу режиссерских «изобретений» «на тему» Чайковского в юбилейном 2015, задумываешься над целесообразностью «новаторских» постановок. В столь особенный год — это дань памяти гения или новое открытие художественных ресурсов, скрытых в сочинении? Если вспомнить эталонные постановки К.Станиславского, Б.Покровского, В.Вайнонена, Ю.Григоровича, то явления современной режиссуры смотрятся на их фоне, скорее, способом «самопиара», но никак не заботой о сохранении авторской идеи и, в идеальном варианте — раскрытием новых смыслов в том, что знают наизусть. Со вторым вариантом развития событий, который предполагает исполнение признанных шедевров, музыкальное сообщество справляется куда лучше. «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Следуя этому завету Чайковского, порадовать публику любимыми сочинениями русского гения способно, пожалуй, любое музыкальное учреждение. Так случилось, что Московская консерватория в этом году празднует тройной юбилей: 175 лет со дня рождения композитора, 75 лет с того момента как одно из старейших музыкальных учебных заведений России носит его имя и знаменательное пятнадцатое проведение конкурса им. П.И. Чайковского. Именно в рамках конкурсных баталий и состоялось главное приношение страны своему музыкальному гению. В обязательную программу состязания вошли наиболее значительные инструментальные и вокальные сочинения Чайковского. Выступления ста двадцати пяти участников на протяжении трех июньских недель вызывали бурю эмоций: восторгов, негодований, вопросов и откровений. Открытием конкурса стал французский пианист Люка Дебарг. По его поводу пресса изобиловала всевозможными рецензиями, статьями, интервью. Пианиста сразу окрестили «идолом русской публики», «гением», «виртуозом от Бога» и этот список бесконечен. Оглушительный успех музыканта заключается в том, что он играет настолько просто, в самом лучшем смысле этого слова, настолько искренне, что сложно остаться равнодушным. Еще сам Чайковский говорил, что «красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности». Исполнение шедевров Чайковского стало обязательным элементом концертных программ всех консерваторий России от Новосибирска до Астрахани, где в десятках интерпретаций прозвучали «Времена года», Первый фортепианный концерт, симфонические сочинения, романсы и отрывки из опер. Филармонические организации подошли к юбилею композитора с большей фантазией. Их афиши украшали не только всем известные сочинения Петра Ильича, но и ничуть не уступающие им, но по непонятным причинам редко звучащие опусы. Зачастую организаторы не ограничивались исполнением музыки лишь Чайковского, включая в концерты сочинения композиторов-современников и тех, кто вдохновлялся его творчеством. Нетривиальные программы подготовила Санкт-Петербургская филармония, где в нескольких концертах музыка Чайковского соседствовала с сочинениями А. Рубинштейна, К. Нильсена и других авторов; в Свердловской филармонии исполнили Литургию Св. Иоанна Златоуста; а Московская - представила литературно-музыкальную композицию «Чайковский и Шекспир». Нижегородская консерватория тоже включилась в это юбилейное «движение» и отметила знаменательную дату трехдневным, почти монографическим фестивалем, оттенив музыку Чайковского опусами не только отечественных, но и зарубежных композиторов-современников. Таким образом, музыкальный Нижний Новгород соединил в себе два «сценария» празднования юбилея. Первые два фестивальных вечера открывались хорошо известными сочинениями – циклом «Времена года», фортепианными пьесами op.72, отрывками из опер и любимыми романсами в исполнении студентов и преподавателей консерватории, а также солистов Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Приятным сюрпризом для нижегородских слушателей стала «редкая птица» концертных программ — Музыка к сказке А. Островского «Снегурочка», прозвучавшая в исполнении Симфонического оркестра и Смешанного хора студентов консерватории под управлением Н. Покровского. Такой жанр в XIX веке не относился к разряду привычных. Ведь для его воплощения требуется профессиональный синтез музыкального и драматического искусства. На фестивале доминировало первое из них. Музыка прозвучала как самостоятельное сочинение сюитного типа — без участия актеров и, к сожалению, в купированном виде. Но даже не поддерживаемая сценическим действием, музыка Чайковского не потеряла своего очарования и художественной глубины. Одна из концертных программ фестиваля вполне могла быть названа «Чайковский и …», она была посвящена исключительно фортепианной музыке. Звучали сочинения П. Чайковского, И. Брамса и М. Мусоргского. За роялем - нижегородец, выпускник Высшей школы музыки Королевы Софии (Испания), студент Высшей школы музыки г. Штутгарта (Германия), лауреат Международных конкурсов – Владислав Кожухин. Кантата «Москва», тоже нечастый концертный «гость», исполненная Симфоническим (производственным) оркестром консерватории и Смешанным хором Нижегородского музыкального колледжа под управлением Р. Жиганшина, стала кульминацией юбилейного торжества. Символично, что пришлась она на первый день фестиваля, который начался фактически «с вершины источника» как многие темы Петра Ильича, обеспечив необходимый случаю эмоционально-приподнятый посыл, который сохранился и в последующие фестивальные дни. Что же такое юбилей композитора – дань памяти гения или новое открытие? Чтобы музыка композитора «жила» вечно необходима неразрывная связь «здорового» пиетета и поклонения, с одной стороны, готовности к художественному поиску и преодоление «накатанности» репертуара, с другой, что и проявляется в необходимом чувстве «золотой середины». Непросто открыть новое в творчестве Чайковского, но богатство скрытых смыслов его музыки неисчерпаемо. Недаром его опусы уже более ста лет будоражат воображение музыкантов и режиссеров. Но не следует забывать, что в театры и концертные залы приходит разная публика, и исполнение любимых сочинений устанавливает доверительные отношения между исполнителями и аудиторией. Музыканты, осторожно «взяв за руку», могут вести слушателя по самым извилистым, самым тайным «тропам» музыкального искусства. Разве не в этом заключается высокая миссия артиста и желание самого юбиляра? Наталья Никулина | |
Просмотров: 473
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |