Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
Всегда интересно знать, что происходит в современном музыкальном мире; о чем пишут композиторы, какие темы их волнуют? Особенно, когда в программе концерта заявлены композиторы и исполнители, которых ты не просто знаешь, а с которыми ты вместе, так сказать, «грызешь гранит науки»… Так, в рамках пятого международного фестиваля «Картинки с выставки» был объявлен концерт молодых композиторов, студентов Нижегородской консерватории. Просмотрев программу концерта, с любопытством устремляюсь в Хоровой колледж им. Л. К. Сивухина, и… моментально попадаю в атмосферу всеобщего оживления: кругом что-то активно обсуждается, отовсюду доносятся веселые голоса, смех… С трудом прорвавшись через толпу слушателей, наконец нахожу свободное место. Вооружившись ручкой и блокнотом, с нетерпением жду начала (интересно, какое решение найдут композиторы во вполне традиционном жанре концерта)?
Следующее произведение – Сюрренада (Сюрреалистическая серенада) для гитары с оркестром Светланы Востоковой (3 курс Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки, класс доцента Д.О. Присяжнюка). Само название уже наталкивает на мысль, что в произведении как-то должны проявиться черты и сюрреализма, и серенады. Постепенно, из общего дребезжаще-скрипучего фона струнных формируется игриво-томная мелодия. Ее вытесняет гитара, выступающая в традиционном ключе – терпкий андалузский лад, тремоло и обезличенные, «пустые» флажолеты. Неожиданно на фоне струнных солист начинает напевать с закрытым ртом очень известную и знакомую мелодию… «Песнь моя, летит с мольбою…» Да это же серенада Шуберта!.. Не успев прозвучать до конца, она прерывается двумя аккордами. …Сюрренада… От сюрреализма – принцип парадоксальности, коллажность; от серенады – ритм, гитара и… «Песнь моя»… Резким контрастом к предыдущим номерам выступило Концертино для фортепиано Анны Даниловой (4 курс Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки, класс профессора Б.С. Гецелева). С самого начала последовательно даются две основных музыкальных характеристики: скорбной и изломанной мелодии противостоит неотвратимо-наступательный, механистичный образ. Очень долго и тяжело происходит движение к кульминации, которое сопровождается непрерывным пульсирующим остинатным ритмом и нервными всплесками в фортепианной партии. Звучность все разрастается, уплотняется, и, наконец, всеобщая агония достигает пика – и в этот момент у струнных начинает вырисовываться героическая мелодия в народном духе. Однако ее звучание оказывается неубедительным, поскольку резко обрывается устрашающими аккордами. Вопрос повисает в воздухе… Заключительный номер первого отделения – «Танец пещерных монстров» - Концерт для скрипки со струнным оркестром Ли Юнькуня (4 курс Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки, класс профессора Б.С. Гецелева). Как и ожидалось, Юнькунь продемонстрировал отличное знание струнных инструментов, всевозможных приемов исполнения. Стремительный темп, обилие пиццикато, повествовательный эпизод в середине - все это приводит к общему танцу-финалу. «Пещерные монстры» оказались вполне добродушными и благожелательными.
В завершение прозвучал Концерт для флейты и ударных Екатерины Суворкиной (4 курс ННГК им. М.И. Глинки, класс доцента Д.О. Присяжнюка), который – как и ожидалось – порадовал яркостью и оригинальностью. Произведения Е. Суворкиной рассчитаны не только на аудиальное восприятие: это всегда еще и своеобразная игра, акция. Так и в этом произведении – после продолжительных метаморфоз, противопоставлений партии ударных (литавры, ксилофон) партии флейты, к которым попеременно подключается струнный оркестр (то обостряющий, то оттеняющий конфликт), – композитор приходит к синтезирующему финалу. Исполнитель партии флейты (Ирина Пешкова 4 курс ННГК им. Глинки), находясь поначалу в другом конце сцены, приближается к исполнителю партии ударных (Влас Иванюк, аспирант ННГК им. Глинки), чтобы вместе, схватив барабанную палочку, ответить на вопрос… Быть может, на тот самый, который остался без ответа еще в первом отделении, в Концертино Анны Даниловой?... Каждый из заявленных композиторов находит свой ответ, предлагает свое решение, которое воплощается во вполне традиционном жанре – инструментального концерта. Представлена была практически вся палитра образов (от лирического до трагически-скорбного, с включением иронического и героического образов), однако сложными для восприятия оказались два произведения – Ли Юнькуня и В. Костериной ввиду однородности тембров (скрипка и струнные в одном случае, и виолончель со струнными в другом). Два других произведения – А. Даниловой и Е. Суворкиной – образовали своего рода арку всего концерта: в Концертино, завершающем первое отделение, автор пытается «обрести себя», найти тот путь, по которому следовать молодому композитору. Своеобразным ответом служит Концерт для флейты и ударных, который находит свое воплощение в синтезе, проявляющемся на разных уровнях. В заключение сошлемся на слова И. Ф. Стравинского, которые не потеряли своей актуальности и в наше время: «для человека определенной эпохи невозможно полностью охватить искусство эпохи предшествующей, раскрыть его смысл, таящийся под устаревшею внешностью, и понять язык, на котором уже больше не говорят, если человек этот не имеет ясного и живого ощущения современности и сознательно не участвует в окружающей его жизни». Так будем же активнее!..
Марина Кощеева, 4 курс КМФ
| |
Просмотров: 549
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |