Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
Всегда интересно знать, что происходит в современном музыкальном мире; о чем пишут композиторы, какие темы их волнуют? Особенно, когда в программе концерта заявлены композиторы и исполнители, которых ты не просто знаешь, а с которыми ты вместе, так сказать, «грызешь гранит науки»… Так, в рамках пятого международного фестиваля «Картинки с выставки» был объявлен концерт молодых композиторов, студентов Нижегородской консерватории. Просмотрев программу концерта, с любопытством устремляюсь в Хоровой колледж им. Л. К. Сивухина, и… моментально попадаю в атмосферу всеобщего оживления: кругом что-то активно обсуждается, отовсюду доносятся веселые голоса, смех… С трудом прорвавшись через толпу слушателей, наконец нахожу свободное место. Вооружившись ручкой и блокнотом, с нетерпением жду начала (интересно, какое решение найдут композиторы во вполне традиционном жанре концерта)? Первое отделение открылось произведением студентки первого курса Нижегородского музыкального колледжа Ксении Целибеевой (класс профессора Б.С. Гецелева). Начало фортепианного концерта сразу напомнило стиль П.И. Чайковского, который плавно смодулировал в область музыки минималистов (отчасти, к творчеству Роберта Каччапальи) – прежде всего, в области лада, свежих гармоний и особой остинатной техники. В целом, концерт написан в лирическом ключе и хорошо выстроен по форме. Следующее произведение – Сюрренада (Сюрреалистическая серенада) для гитары с оркестром Светланы Востоковой (3 курс Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки, класс доцента Д.О. Присяжнюка). Само название уже наталкивает на мысль, что в произведении как-то должны проявиться черты и сюрреализма, и серенады. Постепенно, из общего дребезжаще-скрипучего фона струнных формируется игриво-томная мелодия. Ее вытесняет гитара, выступающая в традиционном ключе – терпкий андалузский лад, тремоло и обезличенные, «пустые» флажолеты. Неожиданно на фоне струнных солист начинает напевать с закрытым ртом очень известную и знакомую мелодию… «Песнь моя, летит с мольбою…» Да это же серенада Шуберта!.. Не успев прозвучать до конца, она прерывается двумя аккордами. …Сюрренада… От сюрреализма – принцип парадоксальности, коллажность; от серенады – ритм, гитара и… «Песнь моя»… Резким контрастом к предыдущим номерам выступило Концертино для фортепиано Анны Даниловой (4 курс Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки, класс профессора Б.С. Гецелева). С самого начала последовательно даются две основных музыкальных характеристики: скорбной и изломанной мелодии противостоит неотвратимо-наступательный, механистичный образ. Очень долго и тяжело происходит движение к кульминации, которое сопровождается непрерывным пульсирующим остинатным ритмом и нервными всплесками в фортепианной партии. Звучность все разрастается, уплотняется, и, наконец, всеобщая агония достигает пика – и в этот момент у струнных начинает вырисовываться героическая мелодия в народном духе. Однако ее звучание оказывается неубедительным, поскольку резко обрывается устрашающими аккордами. Вопрос повисает в воздухе… Заключительный номер первого отделения – «Танец пещерных монстров» - Концерт для скрипки со струнным оркестром Ли Юнькуня (4 курс Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки, класс профессора Б.С. Гецелева). Как и ожидалось, Юнькунь продемонстрировал отличное знание струнных инструментов, всевозможных приемов исполнения. Стремительный темп, обилие пиццикато, повествовательный эпизод в середине - все это приводит к общему танцу-финалу. «Пещерные монстры» оказались вполне добродушными и благожелательными. После небольшого антракта прозвучали два разнохарактерных концерта: первый, в пасторальном ключе, для английского рожка с оркестром. Композитор – Игорь Жоховский (2 курс ННГК им. М.И. Глинки, класс доцента Д.О. Присяжнюка); другой концерт – произведение Веры Костериной (2 курс ННГК им. М. И. Глинки, класс профессора Б.С. Гецелева), где исповедь виолончели, прерываемая вальсовыми интонациями, в конце концов приводит к скорбному финалу. В завершение прозвучал Концерт для флейты и ударных Екатерины Суворкиной (4 курс ННГК им. М.И. Глинки, класс доцента Д.О. Присяжнюка), который – как и ожидалось – порадовал яркостью и оригинальностью. Произведения Е. Суворкиной рассчитаны не только на аудиальное восприятие: это всегда еще и своеобразная игра, акция. Так и в этом произведении – после продолжительных метаморфоз, противопоставлений партии ударных (литавры, ксилофон) партии флейты, к которым попеременно подключается струнный оркестр (то обостряющий, то оттеняющий конфликт), – композитор приходит к синтезирующему финалу. Исполнитель партии флейты (Ирина Пешкова 4 курс ННГК им. Глинки), находясь поначалу в другом конце сцены, приближается к исполнителю партии ударных (Влас Иванюк, аспирант ННГК им. Глинки), чтобы вместе, схватив барабанную палочку, ответить на вопрос… Быть может, на тот самый, который остался без ответа еще в первом отделении, в Концертино Анны Даниловой?... Каждый из заявленных композиторов находит свой ответ, предлагает свое решение, которое воплощается во вполне традиционном жанре – инструментального концерта. Представлена была практически вся палитра образов (от лирического до трагически-скорбного, с включением иронического и героического образов), однако сложными для восприятия оказались два произведения – Ли Юнькуня и В. Костериной ввиду однородности тембров (скрипка и струнные в одном случае, и виолончель со струнными в другом). Два других произведения – А. Даниловой и Е. Суворкиной – образовали своего рода арку всего концерта: в Концертино, завершающем первое отделение, автор пытается «обрести себя», найти тот путь, по которому следовать молодому композитору. Своеобразным ответом служит Концерт для флейты и ударных, который находит свое воплощение в синтезе, проявляющемся на разных уровнях. В заключение сошлемся на слова И. Ф. Стравинского, которые не потеряли своей актуальности и в наше время: «для человека определенной эпохи невозможно полностью охватить искусство эпохи предшествующей, раскрыть его смысл, таящийся под устаревшею внешностью, и понять язык, на котором уже больше не говорят, если человек этот не имеет ясного и живого ощущения современности и сознательно не участвует в окружающей его жизни». Так будем же активнее!..
Марина Кощеева, 4 курс КМФ
| |
Просмотров: 534
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |