Каталог статей
Главная » Статьи » Меломан |
День
третий: Да здравствует Нижегородская
хоровая школа! Третья страница фестиваля особая. В этот день нам дарили своё искусство
коллективы, руководят которыми выпускники Нижегородской консерватории.
"Арт-хор" Галины Супруненко, Хоры Владимирского центра классической
музыки под управлением Дмитрия Китаева и Хор мальчиков Санкт-Петербургского
Хорового училища им. М.И. Глинки Василия Грачёва создали истинно праздничную
атмосферу. В многоликом и полнозвучном Фестивале им. Л.К. Сивухина сплетены самые
разные направления, но цель у них одна — совершенствовать хоровое
исполнительство. И потому, наряду с многочисленными концертами, музыканты нашли
время для обмена профессиональным опытом. Третью фестивальную страницу открыл
мастер-класс профессора Московской Академии хорового искусства им.
В.С. Попова Светланы Нестеренко, приоткрывшей секреты своего мастерства.
Необычайно интересно было наблюдать за тем, как работал этот талантливый педагог,
способный мгновенно выявить коренные проблемы студента и мастерски их
устранить. Так, один из певцов, грешивший гортанным призвуком, благодаря
остроумным "лающим" упражнениям С.Г. Нестеренко смог быстро
избавиться от недостатка, а студентка с регистровыми проблемами, открыла для
себя методику выстраивания гласных на основе дыхательных упражений
«хатха-йоги». Другой мастер-класс был посвящен искусству работы с детским хором. Как
заинтересовать ребенка, пробудить в нем реакцию на исполняемую музыку, как правильно
подобрать репертуар рассказывал Заслуженный деятель искусств РФ, профессор
А.А. Ежов, а помогал ему в этом Старший хор ДМХШ "Жаворонок",
художественным руководителем и дирижёром которого он является. Мягкий юмор,
почти детская непосредственность, тонкое ощущение красоты музыки — в этом
секрет успеха дирижера, который общается с детьми в одной «тональности». *** Праздник продолжил дневной концерт. Гостей фестиваля приветствовали лучшие
исполнительские силы консерватории: фортепианный дуэт Натальи и Ольги Гринес
темпераментно представил "Цыганские танцы" из оперы "Алеко"
С. Рахманинова. А органистка Елизавета Панченко задала светлый,
праздничный тон событию, исполнив «Ground» Г. Пёрселла. На сцену вышли мальчики Хорового
училища им. М.И. Глинки г. Санкт-Петербург, старейшего музыкального
профессионального учебного заведения России. Руководитель хора — Василий Грачёв
— выпускник Л.К. Сивухина. "Я очень рад встрече с моей Alma Mater, —
сказал Василий Васильевич. — Но, вместе с тем, очень тяжело, что уже нет здесь
моего Учителя". С первых звуков слушателей увлекла высокая культура пения хора: бархатистый
тембр мальчишечьих голосов, непрерывное развитие музыкальной мысли, четкая
дикция в сочетании с трепетным отношением к слову. Мальчишки были вовлечены в
процесс создания образа, они пели с нескрываемым удовольствием, им было —
интересно! С молитвенной чистотой звучали духовные песнопения: «Благослови душе
моя Господа», «Святый Боже», Хоровой концерт Д. Бортнянского «Да
воскреснет Бог», хоры из Литургии Иоанна Златоустого П. Чайковского.
Казалось, что именно в них, в этих мальчишках — будущее хорового искусства. Но
не только лирика подвластна юным хористам. По молодецки, с щегольством звучали
песни «Из под дуба, из под вяза», «В тёмном лесе», «На горушке на горе…» в
обработке А. Свешникова, а в заключении — брызжущая весельем итальянская
фроттола «Piano dolcе». Достойным музыкальным «ответом» Санкт-Петербургском хору стало выступление
детских образцовых коллективов Нижнего Новгорода, которое предварило «Andante et Scherzettino» П. Таффанеля для флейты и
фортепиано в исполнении И. Мутузкина и А. Первиной. Тонко, светло и очень серьёзно исполнил Первую часть «Stabat Mater» Перголези и «Ангела»
С. Рахманинова Старший хор музыкально-хоровой школы "Жаворонок"
под управлением А. Ежова. Возвышенность этой музыки оттенили полётные
«Колокольчики мои» Булахова и «Громче жаворонка пенье»
Н. Римского-Корсакова. Образцовый хор "Вдохновение" ДШИ №8 под руководством
Т. Тимкиной, один из известных коллективов Нижнего Новгорода, поразил
артистизмом и точностью произносимого слова. Выбор сочинений, которые
представил хор для Фестиваля, также вызвал уважение: здесь и напев
Воскресенского монастыря 18 века «Богородице Дево…», и «Ave Maria» П. Чеснокова — молитва в
устах детей звучала так искренне и пронзительно. Совсем иные сочинения исполнил Концертный хор школы искусств №9 под
управлением В. Попова. Звучала Мелодия А. Дворжака, «Счастье приходит
с песней» С. Смирнова, озорное сочинение «Сапоги мои скрип да скрип…» из
кантаты Фадеева «Свет небесный». Крепкий и чистый звук, яркие тембральные
краски — юные певчие на пути к исполнительскому мастерству. *** И вот настал вечерний концерт — кульминация насыщенного и радостного дня.
На пресс-конференции художественный руководитель праздника
Э.Б. Фертельмейстер обмолвился, что у каждого хора, приглашённого на
фестиваль, есть «своё лицо». И, действительно, мы в этом убедились. У "Арт-хора", конечно же, лицо Галины Супруненко — светящееся,
одухотворённое, артистичное, женственное. Женственное в плане отточенности
жеста, изящества в прорисовке образа, цельности в сочетании с детализацией. Она
необыкновенный дирижёр. Движением глаз, импульсным движением корпуса, мягким
дыханием ей удаётся, не управлять — создавать волшебство хорового действа. Вы
вовлекаетесь в него и забываете, что есть дирижёр — всё происходит словно само
собой и только её незаметные движения говорят, что за всем этим очарованием
стоит серьезная работа и огромная самоотдача. Триптих «От весны до осени»
Э. Фертельмейстера, «Павана» Г. Форе, русские народные песни
"Матушка, что во поле пыльно", "Хуторок", а в завершении —
великолепный Концерт-рапсодию для хорового театра "Песни сердца"
Э. Фертельмейстера — каждому произведению артисты сумели придать
оригинальный и незабываемый художественный облик. Во втором отделении выступили коллективы Владимирского Центра классической музыки под управлением выпускника Нижегородской консерватории Дмитрия Китаева. Несмотря на то, что дирижёр работает с этими хорами всего два месяца, у них есть свой стиль. И капеллу совсем маленьких, но очень старательных мальчиков, и Камерный хор объединяют черты, свойственные самому дирижёру — строгая академичность манеры исполнения и стремление к высокому мастерству. Масштабная и разнообразная программа, представленная на фестиваль, в полной мере соответствовала заявленному стилю: «Oqan trizis» из «Stabbat Matter» Д. Перголези, две части из «Реквиема» Г. Форе и «Цыганский танец» из оперы «Кармен» Ж. Бизе, хоры Ф. Мендельсона, "Херувимская песнь" и "Хвалите Господа с небес" А. Гречанинова. Зал провожал хор аплодисментами. Ещё один фестивальный день подошёл к концу.
Материал подготовили Н. Никулина, К. Кошкина, К. Новикова, А. Калягина и И. Яшенков под руководством преп. О.В. Капустян | |
Просмотров: 675 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |