Каталог статей
Главная » Статьи » Другая музыка |
Название этой статьи возникло в ходе журналистского эксперимента. То и дело, корреспонденты различных изданий примеряют на себя различные роли - например, безработного или, напротив, представителя той или иной профессии – для того, чтобы исследовать проблему изнутри путем моделирования ситуации. Я же несколько недель провела в клубе караоке в качестве бэк-вокалистки. Оказывается, почти все деятели так называемой «пищевой арт-сферы» имеют музыкальное образование. Почему же они разменивают свои способности здесь, а не продолжают свой путь в искусстве? Я попыталась ответить на этот вопрос, воспользовавшись личным опытом. Накануне
Что я знала о караоке? Это развлечение стало популярно еще в середине прошлого столетия, когда американские телезрители увлеченно подпевали хору Митча Миллера, который пользовался тогда невероятной популярностью. Однако родиной караоке стала Япония: в 1971 году барабанщик Дайсукэ Иноуэ изобрел аппарат, который мог воспроизводить песенную музыку без слов. Уже в нашем веке музыканту вручили Шнобелевскую премию: она присуждается за достижения, которые вначале заставляют смеяться, а затем – задуматься. Бывшего барабанщика наградили как человека, «открывшего людям новый способ учиться терпимости по отношению друг к другу». Мне думается, что в этом факте отразилось противоречивое отношение к этой повсеместно распространенной забаве: тот, кто ее придумал, получил пародийную премию, но с очень корректной формулировкой. То же противоречие заключено и в названии - оно сложилось из двух слов: [кара] — «пустой» и [окэ ]— «оркестр».
В последнее время возможности караоке значительно расширились. Помимо фонового звукового сопровождения и видеоряда, появились диски с функциями командных соревнований, выставления оценки за пение, изменения темпа и тональности мелодии, автоматического включения-выключения голоса солиста, программирования и сортировки композиций. Наши соотечественники увлеклись пением под фонограмму в середине девяностых годов, и с тех пор постоянно растет число всевозможных караоке-заведений разного формата: от небольших кафе до элитарных клубов. В одном из них мне и пришлось поработать. День первый. Что это? И «с чем это едят»? Клуб оказался дорогой и востребованный, а круг посетителей – весьма обширный: от предпринимателей, до студентов, которые месяц копили деньги, чтобы попить чаю и попеть любимые песни.
Мои обязанности
заключались не только в бэк-вокале. Я должна была вести вечер, передавать
звукорежиссеру просьбы гостей и даже
носить за ними микрофоны. Казалось бы, ничего сложного, но работа
начиналась в шесть вечера, а
заканчивалась в шесть утра. Два дня проходило в таком режиме, затем – два
выходных. Предусматривалась система штрафов за каждый промах, хотя были и
плюсы: неплохая зарплата и возможность выступать со своими песнями…
День второй. Подводные камни.
Как и в любой сфере деятельности, здесь встречались люди с разными характерами и желаниями, и от меня требовалась максимальная гибкость. Больше всего я не любила среду, это был «женский день», когда дамы посещали клуб бесплатно. Почему-то они предпочитали грустные песни и часто пели, не попадая в ноты, но при этом выказывали свое недовольство мне и звукорежиссеру. Правда, к концу вечера, немалыми усилиями всех сотрудников клуба, удавалось создать нужную атмосферу, и наши гостьи удалялись в хорошем настроении.
Улыбаться надо было всем и всегда. Главный талант, которым должен обладать любой
представитель «пищевой арт-сферы» это - коммуникабельность. Надо было понимать
и одинокого, немолодого, состоятельного мужчину, и усталую раздраженную деловую
женщину, и вечно ругающихся молодоженов, которые хотят заказать одновременно
две разные песни. Я удачно справлялась с этими задачами и получала свои чаевые.
Казалось, что чужые проблемы только касаются моего слуха и сразу улетучиваются.
На самом же деле, все было не так: и
непрошеная откровенность, и не всегда объективные требования, и постоянная
критика – все это запечатлевалось в сознании и беспокоило меня постоянно.
Правда, со временем я научилась
абстрагироваться, и мои мысли были
заняты совершенно другим.
День третий. Сколько же у меня начальников?!
Этот вопрос волновал меня больше, чем все остальные. Сначала я познакомилась с продюсером этого клуба: он был человеком добродушным, но требовательным, правда, всегда был готов придти на помощь. Впоследствии, начальников оказалось и вовсе пять! Сначала было тяжело: один требовал петь громче, другой - тише, третий утверждал, что я не правильно дышу во время пения…. Потом на меня наложили штраф за то, что я дала одному из финансовых директоров микрофон не того цвета…
Надо было учиться кивать головой, улыбаться и… делать свою работу так, как я считала нужным. Моя коллега дала совет, выручавший меня в трудную минуту: «Представь, что ты далеко-далеко и пойми, что все эти люди в твоей жизни случайны – они даже - не песчинки в океане…» День четвертый. Где и когда они работают?!
Спустя четыре рабочих дня, я начала беспокоиться, но не за себя. Мне было интересно, когда же все эти люди работают, если они сутками находятся в клубе? Таких постоянных посетителей было больше половины! Мне-то от этого было только легче: не надо постоянно объяснять правила и запоминать песни - они всегда пели одно и то же. Но неужели караоке составляет все содержание их жизни?!
Музыканту работать в этой сфере непросто. Гостей не волнует, что они поют фальшиво. Они просят сменить тональность, темп или даже аранжировку и во всем винят бэк-вокалистов и звукорежиссера. Так
почему же профессионалы соглашаются обслуживать дилетантов и терпеть все
издержки этой работы? Увы, ответ прост: зарплата в таких заведениях гораздо
больше, чем в сфере искусства. Однако настоящего
творческого удовлетворения они не получают и разменивают свои способности на
забаву, на развлечение состоятельных клиентов.
Послесловие
Конечно, мой эксперимент длился гораздо дольше четырех дней и привел меня к двум самым важным выводам. Я убеждена, что караоке нельзя назвать искусством, ведь оно вторично, и не создает художественный образ, не выражает внутренний мир исполнителя, не учитывает интересов слушателя. Это, действительно, всего лишь развлечение, и к музыке оно имеет самое отдаленное отношение. А я выбираю музыку.
| |
Просмотров: 498 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |