Каталог статей
Главная » Статьи » Другая музыка |
Знакомые мне недавно сообщили, что в сети появилась разгромная статья про электронную музыку. Я как любитель и человек, интересующийся этим музыкальным направлением, внимательно и с огромным интересом прочел ее. Не могу себя назвать профессионалом, критиком или человеком близким к журналистике, но некоторые моменты, на мой взгляд, требуют некоторых разъяснений. Сначала я жадно вцепился в первые абзацы, находя ряд промахов, противоречий, общих слов и кучу ярких метафорических кульбитов, за которыми на самом деле скрываются банальные извечные проблемы. Но потом остывал, осознавая, что автор пишет не об электронной музыке, а о том, как плохо отразилось творчество некоего Джеймса Фея на самочувствии музыкального критика. После вообще произошел перенос данного впечатления и смесь его со всем, что, по-видимому, не нравится автору в современной культуре. При чем здесь, спрашивается, заигрывание сумасшедших эпатажников (которые голые лают на прохожих, женятся на старухах, и обмазываются всякими испражнениями, дабы обратить на себя внимание) с публикой, бестолковая молодежь, которая только и мечтает попасть на фабрику грез… При чем здесь грандиозные рассуждения о судьбе культуры в условиях угнетения истинных гениев в тисках современного пиара. Интересно то, что в финале автор приходит к консенсусу, заявляя, что «я ничего не имею против электронной музыки… Я против подобных игр (с публикой)». А начиналось все несколько по-другому: «Для того, чтобы разобраться в элитарном музыкальном направлении (а именно так презентует себя аналоговая акустическая электроника)..., вспомним некоторые вехи бытия этого явления» - вот какая проблематика ставилась. Таким образом, автор сначала как бы готовился разнести в пух и прах одно из крупнейших музыкальных направлений XX столетия, а в итоге совершенно обоснованно критикует творчество непрофессионалов, «пиарщиков» и пр. Все дело в том, что в данном случае важно отделить форму от содержания. Неважно, что используется в качестве инструмента (формы), важно, что вкладывает автор в свое произведение, и как он к этому относится (содержание). По существу, все, что я понял из статьи «Игры, которые заигрывают «недоигравшихся» творцов» сводится к нескольким пунктам:
Теперь мне бы хотелось несколько детальнее рассмотреть данную проблему, дабы поделиться своей точкой зрения. Статья разбита на три раздела, озаглавленных как «эксперимент первый, второй и третий». На мой взгляд, это очень удачно, так как эксперимент предполагает некоторый вероятный, но не стопроцентный результат, что, в принципе, мы и наблюдаем. Итак, эксперимент первый, исторический. Опуская некоторые тонкие моменты по поводу смысла музыки и как еще его можно передать, выскажу свое сомнение по поводу того, что электронная музыка родилась как чистый эксперимент. Эксперименты были со звуком, а эксперименты с музыкой – это нечто другое. Вспомним звуковые коллажи Пьера Шеффера (нарезка из бытовых записей), сочинения К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Кейджа и пр., которые использовали обыкновенные, привычные для любого студента консерватории инструменты. Я бы, например, уже знаменитое произведение Ч. Айвза «Вопрос, оставшийся без ответа» назвал своего рода экспериментом. Да и сама классическая музыка (если под этим понимать игру на симфонических инструментах) никогда не стояла на месте, и как явление культуры следовала за временем в поисках новых форм выражения. Лично мое мнение заключается в том, что сейчас уже не может появиться новый Моцарт или Вивальди, которые будут в своих произведениях отражать гармонию смены погоды или общую перспективу Божественного замысла в отношении человека. Как бы наивно выглядело, например, современное литературное произведение, написанное в стиле «Горе от ума» со всеми его социальными проблемами и переживаниями, характерными, правда, для менталитета начала XIX века. Ну да ладно, вернемся к экспериментам. Конец XIX и XX века – это время экспериментов. Человек, утративший веру, разочаровавшийся в своей божественной исключительности начал заигрывать со всеми формами своего бытия. Поворот к человеческому существованию экзистенциалистов, атеизм и материализм, бессознательное со всеми инстинктами и комплексами Фрейда, техническое развитие – все это привело к ощущению раздробленности, заброшенности и одиночеству человека, что и отразилось на направлениях в искусстве. Кубизм, сюрреализм, постмодернизм, додекафония и радикальные формы авангарда – вот отражение человеческого бытия этого времени во всех формах искусства. Все основные моменты культурной жизни человечества в этот период претерпели ряд экспериментов. Электронная музыка – это только одна из многих тесно переплетающихся ветвей современной музыки, и если на ней поселился паразит, то будущее ее зависит от общего здоровья всего ствола. Пока оставим в стороне общие философские вопросы, перейдем непосредственно к электронике. Автор приводит перечень различных электронных инструментов, названия которых могут сказать что-либо только специалисту. Очень странно как из этого списка выпал знаменитый терменвокс, созданный нашим отечественным физиком Терменом (не помню инициалов) в 20-е годы. Его необычный и очень красивый тембр напоминает завывания оперной певицы, которые зачастую использовали в различных сюжетах о привидениях и подводном мире. Кстати его нередко использовали вкупе с симфоническим оркестром, обогащая произведение новыми красками. Наиболее интенсивное развитие электронная музыка начала получать в послевоенные годы, когда многие авангардисты (в основном немцы и французы) стали создавать примитивные ламповые синтезаторы и пробовать сочинять новую музыку, которая действительно не отличалась какой-либо выразительностью. Она представляла собой набор свистов, шумов, чваканий, гулов и пр. Тем не менее, для того времени это был некий прорыв (я очень сомневаюсь, что скрипку создали в одночасье и сразу исполнили на ней высокодифференцированное произведение, можно только догадываться, как выглядела ее прапрабабка, и что на ней играли). Вскоре были созданы первые студии электронной музыки в Берлине (основана К. Штокхаузеном), Париже и др., которые получили свое развитие и новое поколение музыкантов. Электронный звук открыл новые перспективы и формы, принципы построения произведений стали другими, и музыка стала другой. Я бы сказал, что электронная музыка – это музыка образов. Слушая ее, человек скорее не сопереживает, а рисует в своем сознании различные, зачастую причудливые фантастические картины. Это лично мое мнение, но классическая музыка для меня – это музыка эмоций, переживаний. Она как бы имеет одну перспективу – завязка, развитие, кульминация и т.д. Электронная же не имеет эмоциональной составляющей, или если имеет, то вторично. Она многоплановая, объемная. Многие знают произведения классиков электроники – Жана Мишеля Жара, Клауса Шульца, Вангелиса, Tangerine dream, Softvare и др. Известен и наш отечественный электронщик Э. Артемьев, автор треков ко многим фильмам Н. Михалкова. В Эксперимент второй – эмоции и ощущения. Я не могу не выразить своего восхищения перед художественным мастерством автора статьи. Первые абзацы самые интересные, их метафоры ярко передают весь набор ассоциаций и переживаний при прослушивании творения Д. Фея. Здесь и могильные шепоты, и шизофрения вселенной (!), и взрывы планет, и отрыжки электричества и, наконец, туалетный бачок! В конце концов, автор предстает перед нами в образе замученного интеллигента с головой в розетке, а после - голодного ежика, жующего электрический кактус. Я не думаю, что слушатель остался равнодушным – искусство сделало свое дело (я бы хотел послушать этого Фея). Но это так - шутки. Для меня ясно одно – впечатление есть, но оно не приятное. А может, этого и хотел Фей? Когда-то человеку сложно было осознавать в качестве своего предка не Всевышнего (абсолют), а волосатую обезьяну (ничтожество и мерзость). Искусство XX столетия перестало зависеть от «нравиться» и «не нравиться» публики, ему стало наплевать на наши эмоции, как и всей вселенной. Наверное, это плохо, но такова реальность. С другой стороны, мне иногда кажется, что авангардное творчество провоцирует, кусает за пятку, дразнит, дабы вызвать в нас хоть какие-то эмоции. Оно хочет шокировать, раздражать, то есть сделать нас живыми. Оно как-то пытается противостоять тому, что мы потихоньку превращаемся в роботов. Нервное дерганье ногой и щелканье авторучкой – это начало. Статья и этот ответ на нее – продолжение. Может этот Фей и такие как он, сами, не зная того, все и закрутили? Их результат – есть реакция общественности, возможность к пробуждению. Нам кричат: давайте сделаем искусство лучше! На массовую культуру (попсу) мы плюнули, так обратите внимание на элиту! Может быть так? Но это лично мое, довольно спорное мнение. Мне кажется, проблема заключается вот в чем. Если предложить этому Д. Фею за огромные деньги драить туалеты, то бросил бы он свои эксперименты? Если нет – то он скорее художник, чем «игрок». Далее автор после антракта пытается представить произведение в привычной для него классической форме с завязкой, развитием и кульминацией. Видимо только так она могла вновь подойти к произведению, после того как «мальчики-проводники» (как цинично) пытались вернуть ей музыкальное сознание. Но мое мнение следующее: нельзя мерить одной линейкой пространство и время, как нельзя ньютоновской механикой объяснить природу корпускулярно-волновых взаимодействий элементарных частиц. Скорее всего, автор был воспитан в кругу традиционных ценностей, и музыка для него – это великие творения Вагнера, Чайковского, Моцарта и Баха. А стук неандертальца по пустому стволу, а фольклорное пение папуасов, а минималистическое бренчание русских скоморохов на балалайках – это музыка? Вот мы и подходим к большой философско-музыкаведческой проблеме – что есть музыка? В это я уже не полезу. Для меня ясно одно – представления, сформированные на одном направлении музыки, проецируются на другие формы. Здесь я не защищаю творчество Д. Фея, так как никогда не слушал и не знаю его. В конечном итоге все зависит от воспитания и привычек. Это все равно, что накормить негра квашеной капустой, и у него будет расстройство пищеварительного тракта. Просто ферментов соответствующих нет. Эксперимент третий. Основной инстинкт. Один из важнейших инстинктов – инстинкт самосохранения. Автор сразу защищается фразой «я не ханжа и уж, поверьте, не цербер, охраняющий будку с академическим искусством». А мне почему-то не верится. Ну как можно ВСЕХ, кто пытается создать что-то новое и двигается хоть как-то в этом направлении представить в виде полуграмотных, бездарных самозванцев так страстно желающих срубить деньжат и славы, выеживаясь на сцене. Повторюсь если человек не художник, то после исчезновения спроса со стороны податливой на раскрутку толпы, он сам оттуда уйдет торговать тем, что дороже продается (вспомним «Ласковый май» и Остапа Разина). Настоящий художник будет творить в любых условиях. После слов о банальных классиках складывается впечатление, что сейчас нет и быть не может «новаторов иного (наверное, какого-то высокого, чистого и светлого) сорта, накала и масштаба личности и творчества». Как говорится, поживем - увидим. Еще очень рано судить о том кто масштаб, а кто нет. Мы пока не можем всеобъемлюще посмотреть в перспективе на наше время. Но я, например, уверен, что многие электронщики, которых я упоминал выше, войдут в историю музыкального искусства. По поводу рассуждений о человеке играющем, который косит под талант, я полностью согласен. Только проблема вот в чем. Консервные банки из-под горошка и разноцветные унитазы уже неактуальны, это давно прошло. И тот, кто еще забавляется этим, вряд ли найдет новые формы. Черный квадрат потому и ценен, что он был первый. Это прорыв и тупик одновременно. Он скорее имеет не эстетический, а философский смысл. Он выводит творчество из плоскости типичного творчества. Все это произошло и дальнейшее развитие таких шоковых выходок бессмысленно. Это тоже, как после появления культовой музыкальной группы, словно грибы после дождя рождаются близнецы с различными уродствами. Заключительная часть статьи – кульминационная, связанная с проблемой самоутверждения непонятой бездарности, которая по существу есть лентяй и халявщик, уверенный в собственной уникальности. Это, на мой взгляд, проблема психологии. Итак, результаты эксперимента. Музыка разная, она живет и меняется как все. Она в конечном итоге заставляет тратить время на написание этих статей, поскольку интересна. Есть художники и есть халявщики, так было всегда. Есть люди, которым не безразлично будущее музыки и всей культуры. И это самое главное!
Послесловие. Несмотря на многие спорные моменты, которые я попытался осветить и обсудить, мне понравилась статья «Игры, которые заигрывают «недоигравшихся» творцов». В ней живое слово, искреннее отношение автора к проблеме, яркий протест против современного лживого искусства. Бесспорна и сама проблема, она затрагивает не только музыку, но и современную культуру с его запутавшимся, алчным человеком – создателем роботов. С уважением Гуричев П.А, биолог | |
Просмотров: 472 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |