Каталог статей
Главная » Статьи » Аудиокультура |
В один «клик» На запрос поисковой системы слова «классика» интернет предлагает более 50 (!) миллионов сайтов. И наряду со словосочетаниями «классика живопись», «классика музыка» можно увидеть «классика одежда», «классика массаж» и даже «классика ресницы». Такое ощущение, что современный мир буквально «поглотил» это понятие и теперь в любой сфере жизни есть своя классика. Не обесценился ли смысл слова? В обычной жизни мы часто не задумываемся об этом, и, пролистывая новостные ленты в социальных сетях, моментально ставим «лайк» под постом с хэштегом «классика». «Средства массовой информации превратили понятие «классика» в тэг», - рассуждает философ Е. Петровская, - «им обозначают все и ничто». А вот в мире искусства вопрос значения и смысла этого понятия возникает все чаще и звучит все острее - проходят фестивали, концерты, встречи, лекции и мастер-классы. В этом году в Нижнем Новгороде традиционный фестиваль текстов об искусстве «Vasari#4», который прошел в сентябре, организаторы полностью посвятили теме классики в контексте современности. Перед искусствоведами, философами, филологами, критиками, режиссерами был поставлен главный вопрос: а что есть классика сегодня? «Искусство – это же про красоту!»
Креативные выставочные проекты сегодня рождаются в геометрической прогрессии, причем не только в центрах, связанных исключительно с современным искусством, но и в традиционных сокровищницах, где выставляются мировые шедевры и даже музыкальные инструменты. Современному зрителю недостаточно просто наблюдать, хочется прикоснуться, услышать, погрузиться. Масштабное мультимедийное шоу «ВАН ГОГ – Живые полотна», организованное креативным пространством «Люмьер-Холл» (Москва), открыло для зрителей новые грани и творчества, и жизни мастера. Оказаться внутри картин – не правда ли, заманчивое предложение? И на вопрос, с какой целью вы пришли на выставку? – каждый ответит: прикоснуться к классике. А ведь Ван Гога в свое время называли анархистом и упрекали в безвкусице, а сегодня его творчество уже классика. Так в чем же дело?
Современное искусство вторгается в классический музей. Новые художники стремятся «включить» у зрителя все чувства, «разбудить» его воображение. Уже стало своеобразным трендом искать новые смыслы в повседневности. Проект Музея им. Пушкина (Москва) «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» предлагает погрузиться именно в такие, обыденные образы, но посредством не только зрения, но слуха и тактильных ощущений. Обычная комната, но вместо окна – экран телевизора с живыми деревьями. Здесь же висит картина, на которой густыми мазками масляной краски нарисованы два человека – и вдруг, она трансформируется в реальную фотографию. Или проект Центра современного искусства «Арсенал» (Нижний Новгород) выставка «Простые чувства», где пространство музея становится частью городской среды с парковыми дорожками, скульптурами, кафе и даже горами мусора.
Ищите ниточку в прошлом Она окружает нас повсюду – дома мы или на улице, едем в транспорте или отдыхаем на природе – музыка, словно спутник сопровождает нашу жизнь. И не секрет, что у каждого поколения были и будут свои фавориты и аутсайдеры. Что слушает современная молодежь? Отвечая на этот вопрос, скорее всего, скажут – «попсу» и добавят, что классика нынче у них не в моде. Но так ли это? В эпоху эклектичного постмодернистского понимания и отношения к миру, когда существуют разные направления в искусстве, сделано множество открытый, в том числе и в мире музыки. Человеку сложно разобраться в этом бурлящем, а порой и мутном потоке. Что можно назвать сейчас классикой, ведь в XX веке возникли новые течения, которые породили такие понятия как «классика джаза», «классика рока», «поп-классика»… Где место классической академической музыке и нужна ли она вообще? То, что не «съедается» временем остается в веках. Многие искусствоведы говорят о том, что музыка не имеет линейного развития, она словно ребенок развивается, растет, проходит свои стадии взросления. Что-то сохраняется, а что-то уходит, но нельзя сказать – «это хорошо», а «это плохо». В понимании современных слушателей классическая музыка ассоциируется с именами Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского… Поэтому когда в концертной афише хэдлайнерами стоят эти композиторы в зале аншлаг, а тем более если звучат Сороковая симфония Моцарта или Шестая Чайковского в исполнении именитого оркестра. Это же классика!
Ретроспективное отношение к музыкальному репертуару сформировалось относительно недавно, всего полтора столетия назад. Эту своеобразную «моду» ввел немецкий композитор Ф. Мендельсон. До этого слушатели ходили только на премьеры, повторение считалось плохим тоном. Поэтому композиторы сочиняли в огромных количествах и ориентировались на новое. До сих пор поражает, что Й. Гайдн написал сто четыре (!)симфонии, у Моцарта - сорок одна, а у Верди двадцать шесть опер (и это без упоминания «малогабаритных» жанров, которые тоже были любимы слушателями). Пришла новая тенденция, и захотелось вспомнить: «а что же было в прошлом? Послушать бы еще раз!» Так, произведения от концерта к концерту начали повторяться, что, возможно, и привело к «отслоению» того, что сейчас уже стало «классическим хитом». Но ведь за «скобками» остался целый океан неоткрытых или забытыхсочинений! Время нещадно вынесло им свой приговор (хотя может быть появятся «Мендельсоны XXI века»?)
Некоторые могут возмутиться и упрекнуть в неуважительном отношении к классике. Но, быть может, стоит задуматься, почему возникают такие трактовки? Возможно, к XXI веку произошло пресыщение от классической и романтической музыки, а также отторжение образцово-стерильной манеры ее исполнения. Слушатель устал. И как во времена «домендельсоновских реформ» хочется новых слуховых впечатлений. Может быть поэтому, сегодня так популярны во всем мире перформансы. Броско, нагло, эксцентрично художники стремятся шокировать аудиторию, сломать стереотипы, но самое главное привлечь внимание к своей личности. И даже в музыкальном театре тенденция к эпатажу сегодня особенно актуальна. Режиссер независимой театральной группы «Театр post» Д. Золкострелов на панельной дискуссии фестиваля «Vasari#4» отметил, что «зритель устал от классических текстов и «музейных» интерпретаций. Театру требуется обновление!» На это утверждение сразу возникает встречный вопрос: а мы знаем классические тексты?
Творческий тандем харизматичного дирижера Пермского оперного театра Теодора Курентзиса и американского режиссера Питера Селларса подарил слушателям почти невозможное – оперу «Королева индейцев» с музыкой английского композитора XVII века Г. Пёрселла. Звуковой ряд спектакля включал не только фрагменты оперы Перселла, но и его духовные хоровые сочинения – антемы. В этом почти мистериальном действе звучание музыки чередуется с декламацией отрывков из романа современной никарагуанской писательницы Розарио Агиляр «Затерянные хроники terra firma». Экспериментальная постановка о тяжелых временах конкисты (конец XV начало XVI вв.), невероятной истории любви, вечных вопросах свободы и столкновении культур, и все это, оказывается созвучно современности. «Это, прежде всего, пример нового искусства — даже, наверное, не сегодняшнего, а завтрашнего или послезавтрашнего», - отзывалась критик Е. Бирюкова.
Классика «нон-стоп» Включите телевизор и где-то между рубриками «Спорт» и «Погода», возможно, увидите сюжет о культурном событии. В кажущемся бесконечном потоке политических, экономических, социальных и других тем, эта «культурная прослойка» как будто приобщает нас к миру искусства. И некоторые в этом даже уверены. Но так ли это? После просмотра небольшого сюжета о выставке или концерте, зритель получает впечатление, которым с ним поделился журналист. Но это лишь иллюзия присутствия на событии, которое предлагает современное телевидение.
Российский телеканал «Культура» предложил серию проектов посвященных чтению классических русских романов: «Война и мир», «Мастер и Маргарита» и «Анна Каренина». В режиме онлайн актеры, режиссеры, теле- и радиоведущие, а также непрофессиональные чтецы: политики, спортсмены, ученые, государственные деятели, люди самых разных профессий и возрастов «озвучивали» классику. Проект объединил сотни людей по всему миру, это доказывает, что классика – это наша культура, это то, что делает нас людьми. Post Scriptum Как воспринимает «классику» человекXXI века? И что она для него значит? «Противопоставление «классика» и «современность» достаточно условно», - говорит философ Е. Петровская, - «Ведь классика формируется через разрыв, через борьбу». Но возможно ли отказаться от традиций в пользу экспериментов? Филолог Г. Гусейнов утверждает, что «классика – это не норма, она постоянно смещается». Как же тогда понять, что есть классика, если она настолько динамична? И нужна ли она современному человеку? «Классика – это то, что занимает и формирует наши чувства», - отвечает на вопрос руководитель московского издательства «Ad Marginem» А. Иванов. Возможно, именно знание и понимание классики позволяет нам не терять человеческого в человеке. Ну, а что останется в вечности? Время покажет… Надежда Оськина | |
Просмотров: 638 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |