Каталог статей
Главная » Статьи » Арт-сфера |
Поэту русской души - приношение
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. «Я слышу, что это – музыка», - говорила Айседора Дункан, слушая Есенина. Действительно, стихи поэта звучат как «лирическая, грустно-щемящая» мелодия. Возможно, именно поэтому творчество Сергея Есенина близко многим композиторам, среди которых особое место занимает Георгий Свиридов. В связи с этим возникает вопрос – в чем проявился союз двух художников? Что общего между ними? С этими вопросами я обратилась к заведующему кафедрой теории музыки, – профессору Владимиру Михайловичу Цендровскому, чьи труды по творчеству Свиридова (О гармонии Свиридова; Два хора Свиридова на слова Есенина; Претворяя традиции классики и др.) открыли новую главу в отечественном музыковедении. - Владимир Михайлович, почему Вы, как исследователь, обратились к музыке Свиридова, написанной именно на тексты Есенина, что Вас в ней заинтересовало? - Мне предложили написать статью в журнале «Советская музыка» по творчеству Свиридова. Я выбрал сочинения на тексты Есенина, потому что, на мой взгляд, они очень удачно характеризуют стиль композитора, подчеркивая «русское» в его музыке. Произведения Свиридова на тексты западных поэтов (Бернса, Шекспира) не так точно выражают это национально-русское начало. -Владимир Михайлович, как Вы думаете, что характеризует есенинский цикл Свиридова? - Прежде всего, двух художников объединяет национально-русское начало, которое подчеркивается обращением к традициям русской музыки. А традиции всегда заслоняют в наших глазах новизну. Они не способствуют проявлению современности свиридовского языка, скорее наоборот, создают некую опасность консерватизма, остановки. Но Свиридов это преодолевает. В его творчестве мы находим претворение русских традиций на новом уровне, который можно охарактеризовать термином «новая простота». - В чем, по Вашему мнению, точки соприкосновения двух художников – Есенина и Свиридова? - И Есенин, и Свиридов – подлинно русские художники, это первое, что их объединяет. И тот, и другой интересуются вопросами общественно- гражданскими. Россия их интересует не просто как явление национальное, но и как социальное. Прошлое страны, пути по которым она идет – все это их глубоко волнует. Их объединяет и то, что оба жили в непростые для России годы. Общим для их творчества является еще и обращение к религиозным мотивам. Кроме того, их роднит любовь к русской природе. Эта тема широко претворяется и в есенинских стихах, и в свиридовской музыке. Беседовала Нина Колипова. "Любя твой день и ночи темноту, Тебе, о Родина, пою я песню ту.” (Из хора Г.В.Свиридова "Табун” на стихи С.Есенина) "В одно огромное художественное впечатление сливается сейчас для нас музыка Свиридова и поэзия Есенина. Перечитываешь стихи - и они не только мягко переливаются красотой слова и увлекают образом, они звучат. Звучат мелодией распевной, изящной и простой, ясной и глубокой. Звучат мелодией Свиридова…”(Ю. Евдокимова «Поэт России») В преддверии юбилея Сергея Есенина мы беседовали о родстве двух величайших русских художников с музыковедом, доктором искусствоведения, профессором, зав. кафедрой истории музыки ННГК - Тамарой Николаевной Левой. - Как Вы думаете, почему именно Свиридову удалось первому написать значительные сочинения на есенинские стихи? - Их объединяет тематика творчества: интерес к теме России. Свиридов стремился раскрыть этот мотив в философском, трагедийном аспекте и, безусловно, находил для этого импульс в поэзии Есенина. Сергей Есенин - фигура знаковая и притягательная, прежде всего своей особой трагической судьбой, о которой писал ещё Владислав Ходасевич в своём «Некрополе». В этом смысле он привлекает многих и сейчас. Вспомним телефильм с Сергеем Безруковым в главной роли; и в нем есть позднейшие инсинуации о том, что кто-то убил Есенина. Это уже приметы постсоветских лет, когда пересматривается всё и вся. С моей точки зрения, никаких поводов для такого пересмотра нет. Ходасевич в этом смысле всё сказал о трагедии Есенина, о его гибели, о том, что такой конец был абсолютно предопределён. Что же касается Свиридова, то с Есениным его сближала ещё религиозная окрашенность творчества: вспомним "библейские кантаты” "Светлый гость” и "Отчалившая Русь”. - Как вы думаете, можно ли создать адекватный музыкальный вариант стихотворного текста? - Для композитора не столь важен стихотворный сюжет как таковой, сколько некий сверхсюжет и концепция. Большие композиторы подбирают стихи с тем расчетом, чтобы дать представление не просто о сюжете конкретных стихотворений, но о самом поэте, его судьбе и духовном содержании его творчества. Так поступает Шостакович, когда пишет на стихи Цветаевой и Микеланджело, Слонимский в «Голосе из хора» на стихи Блока, и, конечно, Свиридов в "Поэме памяти Сергея Есенина”, где действительно вырисовывается личность поэта и его трагическая судьба. - Значит, поэт и композитор должны быть близки по духу? - Бывает по-разному. В принципе, при отборе стихов такая близость необязательна. Как правило, круг литературных склонностей композитора довольно широк, а материал отбирается в связи с конкретными замыслами. У некоторых композиторов особых литературных предпочтений, в общем, нет, и может быть довольно большой разброс склонностей. У Свиридова же, такие предпочтения, безусловно, были. Это, конечно, русская классическая поэзия, и Есенин здесь занимает видное место, наряду с Блоком, Пастернаком, Маяковским. Беседовала Татьяна Трактина. Музыка стихов Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Всё пролетело… далече… мимо… Сердце остыло, и выцвели очи… Синее счастье! Лунные ночи! С. Есенин Если у музыкантов спросить, с каким композитором у Вас ассоциируется имя Сергея Есенина, мы сразу получим однозначный ответ – с Георгием Свиридовым. Заведующий кафедрой хорового дирижирования, профессор Виктор Алексеевич Куржавский поделился своей точкой зрения. - Как Вы относитесь к поэзии Сергея Александровича Есенина, и как, по-вашему, она отразилась в хоровом творчестве русских композиторов? - Его поэзия в моём человеческом «я» занимает одно из главных мест. Я люблю Есенина за простоту и искренность языка, за музыку стихов, пронизанную чувством любви к тем местам, где он родился и рос - к России. Музыканты и композиторы часто обращались к его творчеству, так как не могли остаться равнодушными к его поэзии. Наиболее яркое отражение она нашла в произведениях Георгия Свиридова. - Но ведь не только Свиридов писал музыку на стихи Есенина, почему же именно его произведения наиболее известны? - Разные авторы обращались к стихотворениям Сергея Есенина, но более глубоко это выразилось в хоровых сочинениях. На вершине пирамиды композиторов стоит Свиридов, ибо по мироощущению, пониманию России и её образов эти художники весьма схожи. Георгий Свиридов подарил известность некоторым стихотворения Есенина, создав выдающуюся музыку. Прежде всего, это отразилось в поэме «Памяти Сергея Есенина», в которой образ поэта был прочтён биографически точно и проникновенно. - Приходилось ли Вам исполнять произведения на стихи Сергея Александровича? - Практически все произведения мы проходили в классе по дирижированию со студентами. Это хоры Ю. Фалика, Р. Бойко, Г. Свиридова. Исполнял с хором всего два произведения Свиридова из цикла 5 хоров на стихи русских поэтов – это «Табун» и «Вечером синим». - Почему для концертного исполнения вы выбрали именно эти два хора? - Интонация стиха и музыка Свиридова вызывает у меня удивительное чувство, которое сродни моему внутреннему миру и напоминает мне образы, дорогие с детства. Мария Макарова Простые стихи Дорога представлялась долгой и нудной. Но в этом есть своя прелесть. Пока едешь, можно любоваться природой, наблюдать, как желто-зеленые деревья в лучах полуденного солнца провожают тебя. «По-осеннему сыплет ветер, По-осеннему шепчут листья». Сколько грусти и величественной загадки в этом! Вдруг вспомнились строки: Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса. Только лес, да полосенка, Да заречная коса… Стихи я любила с детства, позднее это перешло в серьезное увлечение творчеством Сергея Есенина. Мне кажется, секрет его популярности и узнаваемости в близости к простому народу. Есенину с невероятной точностью удавалось описать красоту не только природы, но и простого уклада жизни, нравов русского человека. Как прекрасно то, что нас окружает, как прекрасно то, что я вижу сейчас за окном. Это чувство похоже на испытанное в детстве – радость, удивление, от общения с природой. Помню, одним из первых потрясений для меня была гроза. Яркие вспышки молнии, раскаты грома поражали сверхъестественной силой. Я прыгала от восторга под проливным дождем, наблюдая, как крупные капли барабанят по крышам домов. Дрогнули листочки, закачались клены, С золотистых веток полетела пыль… Зашумели ветры, охнул лес зеленый, Зашептался с эхом высохший ковыль… А вдали, чернея, выползают тучи, И ревет сердито грозная река, Подымают брызги водяные кручи, Словно мечет землю сильная рука. Со временем свои детские переживания я услышала в есенинской поэзии. Я знала наизусть почти весь сборник его стихов. За окном грустила теплая осень, а в моих мыслях проносились бессмертные строки. Поездка оказалась удивительно быстрой: шесть часов пролетели, как четверостишье. И это четверостишье было прекрасно, как весь проделанный путь. Ольга Орликова
| |
Просмотров: 928 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |