Каталог статей
Главная » Статьи » Арт-сфера |
Открытая фотография в Нижнем Новгороде
Впервые в Нижнем Новгороде с 27 по 30 октября проходил фестиваль «Открытая фотография». Это пока единственный в России межрегиональный передвижной проект просветительского свойства, ориентированный на пропаганду и развитие фотоискусства. С апреля этого года фестиваль успел побывать в Красноярске, Норильске, Алма-Ате, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. В каждом городе его появление сопровождалось каскадом фото-событий – выставками, лекциями и мастер–классами ведущих российских фотографов, показом уникальных фильмов об истории фотографии и презентациями современной фото-техники. Нижний Новгород не стал исключением. В рамках фестиваля были представлены четыре выставки: «Своими глазами. 100 лучших фотографий из архива National Geographic», «Тридесятое царство» Александра Сорина и Александра Кузнецова, «Субъективное время» Николая Боченина, «Шойна» Сергея Максимова. Кроме того, все желающие смогли принять участие в специальном мероприятии «Фото нараспашку», на котором они демонстрировали свои работы и рассказывали о своем творчестве. Яркие, подчас захватывающие снимки из архива National Geographic, безусловно, не оставили равнодушными ни детей, ни взрослых. Каждая из ста фотографий, представленных на выставке, - это не только виртуозный репортажный снимок, это всегда еще и призыв. Призыв к зрителям обратить внимание на окружающий мир, на природу и людей. Это попытка не только развлечь, но и поведать о чем-то важном, часто выпадающем из нашего поля зрения. Фотографии National Geographic наглядно демонстрируют, как много интересного можно для себя открыть, наблюдая за "банальными" на первый взгляд вещами. Проект Александра Сорина и Александра Кузнецова "Тридесятое царство" приглашает в удивительный мир малоизученных и незаметных на фоне современных мегаполисов территорий – в «мир периферии». Путешествуя по географически необъятной и этнографически разнообразной России, авторы сталкиваются с уникальным бытом людей, живущих устаревшими идеологемами и выдуманными мифологиями, в каком-то иллюзорном мире, блокированном для внешнего вмешательства и изменений. А. Сорин оказывается в утопическом пространстве мирного быта, где каждая корова - Бурёнка, а курочка — Ряба; где пожилая пара напоминает сказочных деда со старухой; мужик, плывущий в весеннее половодье на лодке, - типичный Дед Мазай; русоволосый мальчик из старообрядческой семьи - братец Иванушка и будущий богатырь. В свой черед А. Кузнецов отправляется в стан рабочих - в мрачные подземелья гномов, душные и дышащие огнем цеха, вроде кузниц Гефеста, и, наконец, на бывшие предметом коллективной зависти мясокомбинаты. Он встречает современных горных старателей и ремесленников, безымянных Левшей и диковатых Данил-мастеров. Находит бунтующих исполинов - живых памятников Социалистического Труда со стальными мускулами и рабочих, которые покинули свой пьедестал после «истребительно-трудовых» лагерей, вытрезвителей и дефолта и забились в свои нехитрые каморки, бытовки и каптерки. Сказочное «Тридесятое царство», лежащее, по нашим представлениям, за тридевять земель от дома, - отнюдь не рай на земле. Это пространство парадоксов, где за фантастическими декорациями и маской заморского государства скрывается неутешительная реальность жизни собственной страны. Фоторепортеры Александр Сорин и Александр Кузнецов справились с непростой задачей. Они создали портрет современной действительности - пародию на нас самих и нашу жизнь, запечатлев на пленку культурные штампы, сформированные русским, советским и постсоветским сознанием. А реальность периферии после знакомства с проектом перестала казаться неправдоподобной сказкой, репортажем из параллельного мира или очень далекого прошлого. Интереснейшую персональную выставку представил в рамках фестиваля классик екатеринбургской фотографии Николай Боченин. Вырванные из настольного календаря страницы, остановившийся будильник, механизм старинных настенных часов, покрытый паутиной и пылью, различные знаки бесконечности - в виде спиралеобразного слепка доисторического моллюска и различных металлических деталей той же формы, - все это материализованное художником представление о «субъективном времени». Проект Сергея Максимишина «Шойна» - это рассказ о печальных буднях занесенного песком рыбацкого поселка. Шойна - трагический символ глубинки Ненецкого округа. Все его беды - полная оторванность, отсутствие связи, работы, перспектив - все это в той или иной степени присуще большинству населенных пунктов, разбросанных на огромной территории нашей страны. В рамках фестиваля состоялась демонстрация серии документальных фильмов об истории фотографии и выдающихся фотографах XX века: «Встреча» (Ирина Ланина), «Контрольные отпечатки» (Уильям Кляйн, Сара Мун и др.), «Ансель Адамс» (Рик Бернс), «Взлетная полоса» (Крис Маркер), «Царская охота» (Владимир Мосс). 27-29 октября все посетители и участники «Открытой фотографии» бесплатно распечатывали собственные фотографии на профессиональных принтерах Epson! Прошедший в Нижнем фестиваль был открыт для всех и представлял самые разные направления современной фотографии. Это первый в России интерактивный проект, направленный на взаимодействие и контакт со зрителями и фотографами, независимо от их известности и профессионального статуса.
| |
Просмотров: 417 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |