Каталог статей
Главная » Статьи » Арт-сфера |
Страховая компания «Ингосстрах» – одна из немногих, которая в рамках своей спонсорской деятельности уделяет большое внимание проектам в области культуры. В честь собственного 70-летия она предложила взглянуть на историю нашей страны через призму произведений советских и российских художников. Уникальный проект федерального масштаба «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», подготовленный компанией «Ингосстрах» совместно с Государственной Третьяковской галереей и институтом Русского реалистического искусства, с июля по январь совершает турне по семи городам России. В залах Нижегородского художественного музея выставка разместилась с 8 сентября по 15 октября. Каждое десятилетие прошедшего века играет своими красками, и, рассматривая картины чутких художников, мы тоже можем ощутить перемены и «прочитать» историю с картин. Посетителей выставки встречает «Утро» Татьяны Яблонской (1954). Это портрет её дочери, которая скоро как птица выпорхнет в радостную жизнь. Яркие лучи солнца звучат как счастливое предвосхищение светлого будущего, без которого нельзя представить себе искусство 50-60-х годов. Подобное настроение улавливается и в работах Юрия Пименова. Героиня его картины «Прихорашивается» позволяет себе быть женственной, она смотрится в зеркало витрины, отражающее грандиозное строительство новых улиц и домов. Во времена «Хрущевской оттепели» в живопись проникают религиозные мотивы. Николай Новиков в картине «Новый дом» (1961) изображает обустройство молодой семьи. Сюжет напоминает Святое семейство: женщина с младенцем, хотя и не Богородица, но Мать, а младенец – не Иисус Христос, но новая жизнь. Широкие мазки и рельефное наложение красок заставляют картину звучать легко и радостно. А котёнок, который сидит в уголке этого нового дома, добавляет в общее звучание уютные мурлычущие нотки. На картине Игоря Попова «Большая стирка» (1994) изображена комната. Судя по старинному степенному интерьеру, огромным французским окнам в пол – это дворец. На заднем плане, за чёрными собранными шторами и оконной рамой виден летний освещённый солнцем сад, в нём женщина в современном платье развешивает на верёвку простыни и полотенца. А в перспективе художник рисует хвойный густой лес. Девяностые – время кардинальных преобразований в жизни страны, может быть, художник с тонким юмором намекает на «большую стирку» перед Новой историей России? Среди множества представленных на выставке работ особое место занимает картина Михаила Кугача «Прощание» (2002). Тусклыми красками в серо-коричневых тонах написан момент расставания: за окном деревенского дома женщина и маленький мальчик взглядом провожают мужчину, уходящего вдаль, а мы, свидетели, словно стоим у окна и, наблюдая за ними, сопереживаем. В уголочке ярким светом горящей лампадки освещены иконы, на столе одиноко стоит пустая посуда – возможно, это был последний совместный ужин. Внутреннее состояние героев усиливает пейзаж. Фигура мужчины в камуфляжной одежде словно исчезает в тумане, он не оборачивается назад и, кажется, уходит медленно-медленно. Его силуэт подсвечен белым, а вокруг – дрожащая тишина, холодный осенний воздух и моросящий дождь... «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» – своеобразная энциклопедия живописи и истории России XX – начала XXI века. На выставке представлено более пятидесяти картин, и это позволяет целостно охватить искусство XX века. Здесь и стройка начала прошлого столетия, и надежда на светлое будущее, и перестройка во второй половине века. Это история страны, показанная тепло и человечно, в самых, на первый взгляд, привычных и будничных ее проявлениях. Взгляд из окна – в мир полный надежд или бедствий, грандиозных событий или мимолетных впечатлений – дополняется взглядом снаружи – в мир домашних забот и семейного уюта – создавая живое многомерное пространство человеческого существования. А что же сейчас? Посмотрите в окно, которое ближе всего к вам, возможно, там детская площадка или шумная улица. Самая популярная компьютерная операционная система – Windows – виртуальное окно, через которое можно посмотреть на всё что угодно, от социальных сетей до трансляций из космоса. Но до сих пор самое удивительное окно в мир – это картина художника. Мир, отражённый через призму субъективного взгляда творца, по-особенному воспринимается зрителями, и всё, что отражено на холсте, станет историей, но эмоциональной историей, рассказанной художником лично вам. Галина Лашманова | |
Просмотров: 526 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |