Воскресенье, 29.12.2024, 00:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Арт-сфера

Искусство, которое уходит
Признаться, я не особенно люблю современное искусство живописи. Точнее будет, если я скажу, что не совсем его понимаю. С гораздо большим наслаждением я смотрю на картины Репина, Поленова, Шишкина, Левитана. Но так как я очень люблю живопись, то, естественно, мне интересно и то новое, что появляется в наше время.

Меня мучили разные догадки, когда я направлялась к художественному музею: будет ли эта выставка чем-то особенным, заставит ли меня какая-нибудь картина улыбнуться, а, может быть, пленит настолько, что навернутся слёзы, но ведь может получиться и так, что в душе ничего не останется, будет лишь удовлетворение от знакомства с новым для меня художником.

Но вот предо мной предстала женщина, в руках её были кисти, перед ней – холст и палитра с её творческими исканиями. На вид ей было около 45 – 50 лет: черный свитер, красная клетчатая юбка, каштановые волосы, аккуратно уложенные, взгляд, устремлённый в нашу сторону. Создавалось впечатление, что она на одно мгновение отвлеклась от своего дела. На нас смотрели спокойные, мудрые глаза, которые словно пытались распознать с каким чувством мы пришли в её «дом», чем нам интересно её поприще, и с какими словами и мыслями мы уйдём отсюда. Да, это автопортрет Александры Васильевны Сайкиной, которая сегодня встречала нас на пороге. 

Пройдя по залам, в которых были представлены её работы, я была весьма удивлена. Её стиль показался мне необычным для искусства конца XX века. 

Не удивительно, что Александра Васильевна продолжает то, что зародилось в XVIII - XIX веках. Своих главных наставников она нашла в Пензенском художественном училище, ей довелось учиться у таких мастеров, как И.С. Горюшкин-Сорокопудов и М.Е. Валукин. В свою очередь, первый был учеником И.Е. Репина, второй – В.А. Фаворского. Окончив училище в 1949 году, А. Сайкина поступила в Харьковский художественный институт, а через 6 лет, в 1955-м вернулась на работу в Горький. В 50-е годы были написаны самые ранние работы: «Портрет отца», «На Волге», «Недалёкое прошлое (село Сокольское)», «Кинешма». 60-е – 70-е годы стали определяющими в творческом пути. 

В 1978 году состоялась первая персональная выставка работ Александры Васильевны. И через столько лет, в том же нижегородском художественном музее мы вновь видим работы этой «художницы» (так Александра Васильевна сама себя называла, и ей это слово не казалось легковесным). Её картины словно разговаривают с нами, рассказывая об авторе вовсе не так, как поведала бы она сама. Мы видим её с другой, скрытой от простого взгляда стороны.  

Первая комната, в которую я вошла, была наполнена самыми разными «запахами». Цветы, переполняющие эту залу, излучали солнечный свет и тепло, в то время как за окном моросил холодный осенний дождь и завывал грозный ветер. Нам же выпала удивительная возможность посетить летний сад, полный благоухания и пения птиц. Розы, пионы, черёмуха, дельфиниумы – этим Александра Васильевна встречала своих гостей. 

На многих картинах преобладает красный цвет - цвет праздника. После знакомства с творчеством А. Сайкиной, я пришла к выводу, что огромное значение для  неё имеет выбор цвета. И даже на красный мы реагируем по-разному: на картине «Гаврила Поляков – мастер городецкой росписи» - он теплый, солнечный, им пропитано всё полотно и на картине «1918 год. А.М. Коллонтай», где сквозь большую комнату посмотрев в окно, за ним мы увидим высотное здание холодновато–красного тона. Детские портреты, рождающиеся благодаря её кисти, очень разные, но в чём-то все они похожи. Их объединяет тепло, которым они пропитаны, но в каждом чувствуется свой собственный характер. Равнодушным, слегка холодным взглядом смотрит на нас «Ксюша». Она сидит в сиреневом платьице на тёмном стуле, глядя на нас карими глазами. На фоне хохломской росписи мы видим «Андрюшу»: в красной рубашке, но почему-то с грустным взглядом, устремлённым в сторону. Александра Васильевна очень любит деревню. У неё и сейчас есть дача в Ахлебаихе, на которой она проводит лето. «Ахлебаиха», «Утро», «Старые амбары», «Натюрморт. Окно» - спокойная, уравновешенная деревенская жизнь. 

С огромным сожалением, глядя на эти изумительные картины, я понимала, что это – искусство, которое уходит.

«Это, наверное, замечательный человек» - подумала я, и меня охватило желание познакомиться с ней или, хотя бы с тем, кто знает Александру Васильевну. Со мной любезно согласилась поговорить куратор этой выставки, искусствовед, член ТСХР Ирина Владимировна Миронова.

- Скажите, пожалуйста, Ирина Владимировна, как давно вы знакомы с А.В. Сайкиной?

- Наша первая встреча состоялась в 2002 году, когда я курировала выставку Вячеслава Фёдоровича Жемерикина. На ней ко мне подошла Александра Васильевна и обратилась с просьбой помочь ей в организации её выставки, которую она планирует сделать к своему восьмидесятилетию. В этом году, 23 февраля у неё был юбилей и, как видите, выставка состоялась. Здесь представлена 101 работа, из них в коллекцию музея входят всего пять. Александра Васильевна некоторые свои картины дарила, какие-то находятся у её детей и внуков, поэтому мы собирали их, в буквальном смысле,  по всему Нижнему Новгороду.

– Писала ли она картины на заказ?

– Единственная её работа, написанная по заказу – это «Утро», но её так и не купили. Александра Васильевна и сейчас продолжает работать, но уже, конечно, не в таком объёме как раньше. По её собственным словам, она, может быть, напишет ещё натюрморты и цветы.

– Какие отзывы вы слышите в адрес этой выставки?

– Самые положительные. Зрители всегда любили картины Сайкиной. Их привлекала эмоциональность, красочность, свежесть живописи. И при этом, в отличие от большинства выставляющихся тогда работ, не ощущалось назойливой назидательности, ложного пафоса. Напротив, чувствовалось искреннее увлечение темой, уважение к человеку, интерес к его жизни – не столько общественной, сколько частной, бытовой. Наш сегодняшний зритель, по-моему, с удовольствием ходит по залам с работами Александры Васильевны.

Какое счастье, что ещё есть художники, которые в своём творчестве сохранили классические традиции!
Категория: Арт-сфера | Добавил: Admin (12.12.2005) | Автор: Макарова Мария
Просмотров: 646 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]