Пятница, 17.05.2024, 08:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Пресса
Штрихи к портрету [111]
Рубрика посвящена музыкантам, художникам, поэтам и писателям.
Opus [41]
Эту рубрику можно было бы также назвать «Композиторы о композиторах», потому что здесь говорится об особенностях современной академической музыки с профессиональной точки зрения.
Другая музыка [52]
Эта рубрика создана для того, чтобы освещать события и проблемы, связанные с неакадемической музыкой: джазовые фестивали, концерты бардовской песни, рок-концерты, театр фламенко.
Аудиокультура [13]
Рубрика знакомит с тем, что можно послушать вне концертного зала.
Театральные блики [69]
В статьях этой рубрики, подобно световым бликам, отражаются мгновения театральной жизни.
Музыка плюс... [41]
Говорим о новых явлениях и образах, которые возникают на пересечении различных видов искусств.
Меломан [177]
Статьи рубрики рассказывают о культурных событиях, большинство статей посвящены откликам на события концертного сезона.
Арт-сфера [81]
Здесь - размышления о кино, литературе и живописи.
Экзерсис [12]
Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Театральные блики

Трагедия души

«Ты убила его! Это ты виновата во всем! Только ты! Я хотела убежать, скрыться, спрятаться от всего этого, но теперь я наблюдаю все это! И сердце мое разрывается на куски! Вот она расплата!» — охрипшим голосом прокричала дочь Агаты.

Уже два года спектакль «Остров грехов» успешно идет на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького, и с каждым представлением интерес к нему только возрастает. Так в чем же секрет столь высокого внимания зрителей?

В основе спектакля   пьеса итальянского драматурга 19 века Уго Бетти «Козий остров» —  сегодня самая популярная в наследии  писателя. Режиссеры, как столичных, так и провинциальных  городов, довольно часто используют для своих театральных постановок. Отличительной особенностью постановки Нижегородского театра драмы стало изменение авторами названия, в то время как  все остальные спектакли выходят под названием самой пьесы.

В ней  повествуется о трех женщинах, живущих в одиноко стоящем доме, окружённом со всех сторон обширной пустошью. Их жизнь в круговороте повседневности постепенно теряет смысл. Это неподвижное «сонное» царство бесцельно живущих  людей «будит» мужчина. Внезапно в этом доме вспыхивает любовь, обнажая страсти и пороки домочадцев, которые забывают о самом главном — о своей душе.

Написанная в духе экспрессионизма пьеса У. Бетти, трактованная как  психологическая мистерия страсти  в постановке И. Сакаева, предстала как  философская притча о противоречиях человеческой души, способной  как на высокие чувства, так  и на жестокие преступления.

Все  режиссерские  работы И. Сакаева отличаются ярким и броским подчерком. Увлеченный методом работы «биомеханика», он идет этим  пластическим путем и в нынешней постановке:  актеры акцентируют пластику, в которой ярко фиксируется     чувственное состояние персонажа. На первый взгляд биомеханические движения  героев немного скованы, но, видя скорченную от боли женщину в сценах, где  приемы «балетной» пантомимы   передают  всю силу страданий, зрителю  уже не нужны слова. Позы, в которых «застывают» актеры, становятся ясно говорящими символами страстей и страданий.

Идея борьбы Божественного и бесовского в человеческой душе, предложенная авторами, во многом  благодаря точной игре актеров, превращает спектакль в  притчу о  вечном противостоянии духовного и плотского, о торжестве плоти над духом.

Агата (Елена Туркова) поражает  сочетанием каменной сдержанности внешнего «рисунка» роли  и  бури «внутренней» страсти.  Чем сдержанней и тяжелее ее жест, тем больше пламя страсти. Что такое ревновать к собственной дочери, как убить любовь и не сойти с ума, как жить с ощущением, что все в прошлом?  «То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла», —  по такому принципу, высказанному когда-то Ф.Ницше,  и выстроен образ Агата. Она, подобно леди Макбет, с холоднокровной  жестокостью убивает Анджело, который предал ее. И, вместе с тем, понимая, что ей нет оправдания,  убивает   себя.

Прекрасным  драматическим партнером Елены Турковой в роли Анджело выступил Юрий Котов. Он чутко реагировал на пластику и эмоциональное состояние героини, в сценах с Анджело вспыхивала поистине «мистерия страсти». Обольстительный и  беспощадный Анжело-«Дон Жуан» ищет развлечения, наслаждаясь   человеческими пороками. И как  вечное зло, порожденное  плотскими соблазнами,  Анджело  не победим. Даже в последнюю минуту своей жизни он не раскаивается, а обольщает дочь Агаты —Сильвию. Режиссер и актер  намеренно подчеркнули в этом персонаже чувственно-плотскую сторону и довели   рисунок  роли  до аллюзии на  фаустианство, ради того, чтобы главная  идея пьесы стала максимально выпуклой.

  В пьесе У.  Бетти  Анджело по-человечески  глубже и сложнее.  Будучи от природы слабым и неуверенным в себе человеком, стремящимся к  истинной любви, пройдя войну, он становится безжалостным  авантюристом.  Но душа его ищет  убежища, защиты, счастья.

Дочь Агаты Сильвиа —  юная девушка, мечтающая о прекрасном будущем. Попадая под обольстительные чары Анджело, она понимает, что в устах его —  яд. Она чиста и наивна, но свинцовая тяжесть порока тянет  её в бездну страстей. Она кричит о боли, разрывающей ее душу, пытается выбраться из этого плена — такой предстает Сильвиа в экспрессивной игре М. Мельниковой.

Еще одной   жертвой  Анджело  становится  Пиа — свояченица Агаты, легкомысленная и ветреная девушка, моментально поддавшаяся на лживую лесть Анджело. Оскорбленная и преданная, она не  мстит  виновнику, а лишь  горькими слезами молит о прощении у Всевышнего. Образ, созданный  актрисой  Еленой Сметаниной, вызвал  у зрителей  сочувствие  страданиям  образумленной  горестями  юной  Пиа.

Для того чтобы ярче раскрыть палитру мира страстей, режиссер по-минималистски точно использует «черные» сценические краски: черный подвал, грязные лохмотья звериных шкур, хаотично разбросанные около центрального постамента в виде «порочного» круга, где толкутся  и корчатся персонажи, и серо-мрачный свет, символизирующий тьму вечности, в которую проваливаются души  его обитателей — декорации словно кричат о  затхлой животной атмосфере, которая царит в этом  доме. И весь этот мир страстей сопровождает испанское «Bessame mucho», символ чувственности, влекущий в угар «кабаре».

Создателям спектакля удалось   превратить  мелодраму  современной жизни в притчу о соблазнах и  пороках, о  нравственных преступлениях  и наказаниях.  Авторы, уничтожая главных персонажей — Анджело и Агату —  носителей порока, символично  «убивают»   животные страсти. И, чтобы оградить  истинную любовь, позволяющую нам жить,  не  дают подменить  ее суррогатом страстей,   ведущим к гибели души. Спектакль заставляет вновь почувствовать и осознать ту пропасть, что лежит между бессмысленным прожиганием жизни и миром истинной любви, нравственности, духовности, в который, увы, не каждый способен войти.

Анна Калягина

Категория: Театральные блики | Добавил: Ольга_Капустян (25.05.2015) | Автор: Анна Калягина
Просмотров: 457 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]