Каталог статей
Главная » Статьи » Театральные блики |
«Ты убила его! Это ты виновата во всем! Только ты! Я хотела убежать, скрыться, спрятаться от всего этого, но теперь я наблюдаю все это! И сердце мое разрывается на куски! Вот она расплата!» — охрипшим голосом прокричала дочь Агаты. Уже два года спектакль «Остров грехов» успешно идет на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького, и с каждым представлением интерес к нему только возрастает. Так в чем же секрет столь высокого внимания зрителей? В основе спектакля пьеса итальянского драматурга 19 века Уго Бетти «Козий остров» — сегодня самая популярная в наследии писателя. Режиссеры, как столичных, так и провинциальных городов, довольно часто используют для своих театральных постановок. Отличительной особенностью постановки Нижегородского театра драмы стало изменение авторами названия, в то время как все остальные спектакли выходят под названием самой пьесы. В ней повествуется о трех женщинах, живущих в одиноко стоящем доме, окружённом со всех сторон обширной пустошью. Их жизнь в круговороте повседневности постепенно теряет смысл. Это неподвижное «сонное» царство бесцельно живущих людей «будит» мужчина. Внезапно в этом доме вспыхивает любовь, обнажая страсти и пороки домочадцев, которые забывают о самом главном — о своей душе. Написанная в духе экспрессионизма пьеса У. Бетти, трактованная как психологическая мистерия страсти в постановке И. Сакаева, предстала как философская притча о противоречиях человеческой души, способной как на высокие чувства, так и на жестокие преступления. Все режиссерские работы И. Сакаева отличаются ярким и броским подчерком. Увлеченный методом работы «биомеханика», он идет этим пластическим путем и в нынешней постановке: актеры акцентируют пластику, в которой ярко фиксируется чувственное состояние персонажа. На первый взгляд биомеханические движения героев немного скованы, но, видя скорченную от боли женщину в сценах, где приемы «балетной» пантомимы передают всю силу страданий, зрителю уже не нужны слова. Позы, в которых «застывают» актеры, становятся ясно говорящими символами страстей и страданий. Идея борьбы Божественного и бесовского в человеческой душе, предложенная авторами, во многом благодаря точной игре актеров, превращает спектакль в притчу о вечном противостоянии духовного и плотского, о торжестве плоти над духом. Агата (Елена Туркова) поражает сочетанием каменной сдержанности внешнего «рисунка» роли и бури «внутренней» страсти. Чем сдержанней и тяжелее ее жест, тем больше пламя страсти. Что такое ревновать к собственной дочери, как убить любовь и не сойти с ума, как жить с ощущением, что все в прошлом? «То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла», — по такому принципу, высказанному когда-то Ф.Ницше, и выстроен образ Агата. Она, подобно леди Макбет, с холоднокровной жестокостью убивает Анджело, который предал ее. И, вместе с тем, понимая, что ей нет оправдания, убивает себя. Прекрасным драматическим партнером Елены Турковой в роли Анджело выступил Юрий Котов. Он чутко реагировал на пластику и эмоциональное состояние героини, в сценах с Анджело вспыхивала поистине «мистерия страсти». Обольстительный и беспощадный Анжело-«Дон Жуан» ищет развлечения, наслаждаясь человеческими пороками. И как вечное зло, порожденное плотскими соблазнами, Анджело не победим. Даже в последнюю минуту своей жизни он не раскаивается, а обольщает дочь Агаты —Сильвию. Режиссер и актер намеренно подчеркнули в этом персонаже чувственно-плотскую сторону и довели рисунок роли до аллюзии на фаустианство, ради того, чтобы главная идея пьесы стала максимально выпуклой. В пьесе У. Бетти Анджело по-человечески глубже и сложнее. Будучи от природы слабым и неуверенным в себе человеком, стремящимся к истинной любви, пройдя войну, он становится безжалостным авантюристом. Но душа его ищет убежища, защиты, счастья. Дочь Агаты Сильвиа — юная девушка, мечтающая о прекрасном будущем. Попадая под обольстительные чары Анджело, она понимает, что в устах его — яд. Она чиста и наивна, но свинцовая тяжесть порока тянет её в бездну страстей. Она кричит о боли, разрывающей ее душу, пытается выбраться из этого плена — такой предстает Сильвиа в экспрессивной игре М. Мельниковой. Еще одной жертвой Анджело становится Пиа — свояченица Агаты, легкомысленная и ветреная девушка, моментально поддавшаяся на лживую лесть Анджело. Оскорбленная и преданная, она не мстит виновнику, а лишь горькими слезами молит о прощении у Всевышнего. Образ, созданный актрисой Еленой Сметаниной, вызвал у зрителей сочувствие страданиям образумленной горестями юной Пиа. Для того чтобы ярче раскрыть палитру мира страстей, режиссер по-минималистски точно использует «черные» сценические краски: черный подвал, грязные лохмотья звериных шкур, хаотично разбросанные около центрального постамента в виде «порочного» круга, где толкутся и корчатся персонажи, и серо-мрачный свет, символизирующий тьму вечности, в которую проваливаются души его обитателей — декорации словно кричат о затхлой животной атмосфере, которая царит в этом доме. И весь этот мир страстей сопровождает испанское «Bessame mucho», символ чувственности, влекущий в угар «кабаре». Создателям спектакля удалось превратить мелодраму современной жизни в притчу о соблазнах и пороках, о нравственных преступлениях и наказаниях. Авторы, уничтожая главных персонажей — Анджело и Агату — носителей порока, символично «убивают» животные страсти. И, чтобы оградить истинную любовь, позволяющую нам жить, не дают подменить ее суррогатом страстей, ведущим к гибели души. Спектакль заставляет вновь почувствовать и осознать ту пропасть, что лежит между бессмысленным прожиганием жизни и миром истинной любви, нравственности, духовности, в который, увы, не каждый способен войти. Анна Калягина | |
Просмотров: 457 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |